12 июня 2025 год, 23:47 - Общество
Сегодня, 12 июня, после долгой реставрации новгородская церковь Успения Богородицы на Торгу вновь открыла свои двери для посетителей. В основном объеме храма гостей ждет мультимедийная экспозиция «История спасения. Образ царства. Монументальное искусство христианского мира», о которой мы рассказывали накануне. В нижней части храма Успения на Торгу расположилась еще одна интересная экспозиция, которая заинтересует не только любителей древностей, но и тех, кто только-только начал знакомиться с археологией и историей города. В подцерковье древнего храма расположилась выставка «Во здравие и спасение. Каменные кресты в собрании Новгородского музея-заповедника». «53 новости» познакомились поближе с новым пространством. Экспозиция раскрывает сложное переплетение культурных и исторических процессов Древнего Новгорода в эпоху перехода от княжеского периода правления к вечевой республике с помощью уникальной коллекции каменных крестов XIV-XVII веков из археологического собрания Новгородского музея-заповедника. Впервые в музейных залах представили более 60 ярких памятников древнерусской каменной пластики. Созданием нового пространства занималась старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Анна Фомина, ставшая куратором этой постоянной экспозиции. «Мы здесь представляем каменные кресты не только как предметы древнерусской каменной пластики, но и как объекты духовного наследия древнего Новгорода. И то, что они располагаются в храме, это тоже очень символично. Архитектура самого храма очень интересная. Здесь оставлено несколько архитектурных зондажей, которые тоже можно подойти и посмотреть. Это практически полностью раскрытая главная апсида храма XII века с синтроном и престолом. Очень интересная находка — винтовая лестница XII века в западном углу храма, которая является необычным архитектурным элементом для древнерусских храмов. Обычно винтовые лестницы находились снаружи храма, а здесь у нас внутристенная лестница», – рассказала Анна Фомина. Специалист провела для «53 новостей» небольшую экскурсию, рассказав более подробно о нескольких архитектурных зондажах. К примеру, если пройти до конца зала и посмотреть направо, то здесь для посетителей оставили открытыми фрагменты архитектуры XII века, то есть первоначального храма, который был построен в 1135 году. Куратор экспозиции отметила, что церковь была небольшой, но в XIV веке по всему Новгороду начали перестраивать храмы. Она предположила, что причиной для этого могло стать разрушение зданий, смена моды, из-за чего старые постройки разбирали, а на их месте возводили новые более высокие и объемные. Собеседница уточнила, что новгородцы могли смещать фундамент, либо строить церкви на уже существующем. Эти изменения затронули и храм Успения на Торгу. «Археологи нашли остатки архитектуры XII века. Синтрон — скамья священнослужителей. Здесь видна ступенечка, которая шла вдоль апсиды полукругом. Престол, на котором служили священнослужители, также относится к XII веку. Внизу у нас раскрыты полы XII века, а также полы XIV-XV веков. Это все потом еще настраивалось. Также здесь можно увидеть и полы XVI века», – объяснила специалист, пояснив, что для кладки использовали характерные для более раннего Новгорода известняк и булыжники. Если повернуть голову направо, то можно увидеть под стеклом открытые полы XIX-XX веков. В западной части храма во время реставрации специалисты раскрыли винтовую лестницу древнего храма XII века. Она вела в верхнюю часть церкви на хоры.
«Был заход с западной стороны храма. По ней можно было подняться на хоры. Это уже было для представителей, наверное, княжеских кровей, элиты заказчиков, а также для священнослужителей. Эта конструкция необычна и не характерна для древнерусской архитектуры, потому что в то время делали выносные лестничные башни вне храма, снаружи, как, например, в монастырях. А здесь она расположена именно в самом объеме храма. Ближайшие аналоги — это большой Никольский собор, где также есть винтовая лестница, и церковь Иоанна на Опоках. Остальные винтовые лестницы, если и были, то как пристройки. Мы уже открыли четыре ступени и портал, который ведет в межстенное пространство наверх», – объяснила специалист. Но не только этим интересна нижняя часть храма. Значительную часть новой экспозиции заняли каменные кресты разных форм, размеров с надписями и изображениями. Артефакты также стали памятниками эпиграфики, дав специалистам возможность прочитать высеченные на них надписи. Отметим, что некоторые из крестов представляют собой целые истории, не менее интересные, чем знаменитые берестяные грамоты. «Очень много интересных историй о попадании крестов именно в музей. История перехода из музейных коллекций в другие, начиная с конца XIX века и до сегодняшнего дня», – сказала куратор выставки, отметившая, что в экспозиции этим путешествиям посветили целый раздел. Эксперт уточнила, что уникальность этой экспозиции в том, что некоторые кресты ждали своего часа в музейных фондах практически сто лет. Она добавила, что это очень редкое явление, когда в музейном помещении собрано так много предметов каменной пластики. К слову, интересный факт: «фишкой» новгородцев можно назвать то, что кресты делались резными. К примеру, в коллекцию вошли резные кресты с изображением распятия. Кроме того, жители города изготавливали кресты и с резными ободками. Сокуратор экспозиции, начальник Археологической экспедиции Государственного Эрмитажа по изучению культовой архитектуры малых форм, научный сотрудник сектора архитектурной археологии музея Виктория Панченко добавила, что теперь у гостей и специалистов появилась возможность изучить кресты еще подробнее. Она отметила, что в Древнем Новгороде была интересная традиция — закладывать кресты в стены храмов. К слову, такие находки обнаружили и во время реставрации церкви Успения на Торгу. Кресты использовали как строительный материал, заполняя ниши. Ещё одной интересной особенностью специалисты считают то, что новгородские кресты отличались разнообразием форм. Виктория Панченко рассказала, что отдельного внимания заслуживают надписи на крестах. К примеру, в коллекции представлен крест, заказчик которого хотел сделать надпись на нём на греческом языке. Однако мастер, занимавшийся изготовлением креста, плохо знал этот язык и допустил в надписи две ошибки. Также забавный факт: специалисты оставляли на крестах свои имена, но не просто подписывали их, а зашифровывали. Только сейчас учёные смогли понять, кто же работал над созданием крестов. Тексты надписей зависели от того, для чего они изготавливались. Основным материалом для изготовления крестов был известняк. В отдельном разделе экспозиции гости могут более подробно узнать о том, как он добывался и какие были виды. «53 новости» поинтересовались у специалистов о том, откуда прибыли кресты. Мы попросили рассказать об истории одного из крестов. Сокуратор выставки объяснила нашему изданию, что на выставке представлен один интересный экземпляр, который посетители смогут увидеть уже в собранном виде. Сам артефакт был разломан и ждал своего обнаружения в двух разных частях. Также в коллекции представлен крест, на котором оставлено место для имени. Эта находка известна учёным ещё с середины XIX века. Его несколько раз теряли. Однажды он попал в частную коллекцию новгородского историка, археолога и антрополога Василия Передольского. Также его обнаружили в фондах Новгородского музея-заповедника. Во время Великой Отечественной войны он вновь «исчез» из виду, а когда его вновь нашли, то он был уже расколот. Последние два фрагмента креста нашли только в 2009 году. Сейчас новгородцы и гости города смогут увидеть его уже в собранном виде. А о том, где он побывал ещё вы можете почитать на стенде рядом с самим крестом в церкви Успения на Торгу. Уточним, что экспозиция реализована при поддержке фонда «История Отечества», генеральный партнер — Банк ВТБ. Фото: Екатерина Верстюк, Алексей Павлуцких.
Источник: 53 новости