На новгородской стратсессии обсудили место человека в цифровой эпохе

17 июля 2025 год, 17:17 - Общество
На новгородской стратсессии обсудили место человека в цифровой эпохе
Сегодня, 17 июля, в новгородском центре «Мой бизнес» прошла четвертая стратсессия, посвященная созданию Стратегии развития региона до 2031 года. Её посвятили инновациям и современной цифровой среде: в частности, технологическому лидерству и цифровой трансформации государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. Шесть граней одного мира В зале собрались лучшие специалисты из сфер образования, экономики, инновационных технологий, науки и других. Перед началом стратсессии им показали видеообращение врио губернатора Новгородской области Александра Дронова, который кратко и по сути объяснил, для чего нужна Стратегия. После этого перед экспертной публикой уже очно выступил заместитель председателя правительства Новгородской области Антон Лебедев: «Обновление Стратегии развития региона назрело. Мы сегодня зафиксируем и обсудим самые интересные идеи и предложения, так или иначе возьмём их в работу. Цифровизация уже реальна: в образовании, здравоохранении, те же Госуслуги. Все особенности цифровизации накладывают отпечаток на настоящие и будущие профессии. Это ключевая страсессия. В обновленной Стратегии прописаны семь национальных целей, ни одна из которых не обойдется без цифровизации. Приоритеты в направлениях опишу в общем: демографическая ситуация, услуги здравоохранения, развитие потенциала Новгородской области. Всё это необходимо направить на улучшение качества жизни новгородцев». Участники стратсессии перешли к разработке проектов. Изначально они нарисовали портрет Новгородской области в лице одного человека, что стало уже традицией при вникании в тему. На это было совсем немного времени. Следом экспертам раздали подтемы, в которых они должны определить проблемы. Всего таких вопросов было шесть, как и команд. Ими стали: стимулирование частного сектора к инвестициям; перспективы цифровых технологий для региональной специализации; достижение цифровой зрелости в экономике и социальной сфере; механизмы, которые позволят обеспечить опережающее развитие высокотехнологичной продукции в экономике региона; конкретные новые возможности для жителей и бизнеса, если во всей Новгородской области будет качественный интернет; компетенции у современных специалистов в эпоху цифры. Выделив проблемы к этим подтемам в течение семи минут, команды начали поочередно их представлять. Человек в центре всего. И это проблема… Заведующая кафедрой билингвального образования Новгородского университета Дарья Терешкина описала те проблемы, которые нашла их команда. Их вопрос, к слову, звучал так: «Какие компетенции необходимо развивать у современных специалистов в цифровую эпоху?» «Я бы назвала задачу нашей команды антропоцентричной: «Что в цифровую эпоху представляет собой человек?» И мы, члены команды, оказались совершенно разных взглядов на то, какие проблемы вообще существуют. Даже произошла полемика. Первая проблема — отсутствие непрерывности образования. Человек начинает с детского сада, затем его чему-то обучают в школе, а после он выбирает абсолютно другой вектор в институте. Может, в современное время и нужна такая отрывистость образования. Как будто нет преемственности между этапами. Вторая проблема — нет понимания цели образования. То есть человек не знает, зачем он учится. Он говорит: «Зачем мне сейчас изучать одно, если я приду на производство и буду делать совершенно другое?» Он теряется. Третья — реальность образования. Вроде мы учимся и понимаем, зачем нам это, а потом уже осознаем, что это неактуально, и не знаем, что с этим делать. К слову, это не проблема современности, такое было всегда. Ещё одна проблема в связи с этим: отсутствие мотивации к образованию в течение всей жизни. Кроме того, многие люди старшего поколения боятся взаимодействовать с цифровой средой, и даже младшее поколение регулярно попадается в руки мошенников. Нас, педагогов, волнует, что нужно развивать в человеке, чтобы он был полезен в цифровую эпоху. Ещё раз о месте человека в этом мире. О взаимодействия людей, как они меняются, что с этим делать. И последнее: как изменить подход к работе и жизни. Коллеги утверждают, что при наборе молодых сотрудников, их ничего не интересует, работают на маленьких зарплатах с нулевым интересом», — рассказала Дарья Терешкина. Как мы пользуемся Цифрой? Следующий этап — кофе-брейк, который совместили с голосованием. Участники стратсессии отметили, какие проблемы в вопросах других команд их наиболее волнуют, какие они считают приоритетными. Корреспонденту «53 новостей» удалось пообщаться с министром цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий Новгородской области Михаилом Киблером. Мы попросили его прокомментировать ситуацию. «Новгородская область находится в двадцатке лучших регионов страны по внедрению цифровых технологий. Цифровая трансформация невозможна без создания базовых условий инфраструктуры, высокоскоростного интернета и ключевых навыков и компетенций сотрудников на местах. Мы планомерно обучаем госслужащих. Увеличили контрольные цифры приёма на различные специальности, связанные с IT: по разработке программного обеспечения и направления информационной безопасности. Сейчас цифра и IT — это уже не будущее, а сегодняшняя реальность. Если говорить глобально, то цифра — это всего лишь инструмент, а не самоцель. Он позволяет сильно сокращать сроки реакции государства и организаций, принимать решения на основе данных, а не гипотез. Это большая и неотъемлемая часть жизни», — отметил эксперт. Как же именно новгородцы пользуются цифровыми технологиями, причем, может, даже не замечая этого? «В здравоохранении: всевозможные колл-центры, роботы, помогающие с навигацией на приём. Медицинские документы приходят в личные документ на Госуслуги. И, в целом, с этим порталом сталкиваемся постоянно. И даже при осуществлении сделок купли-продажи есть инструмент – «Госключ». В образовании у всех ребят есть электронные дневники, участие в олимпиадах проходят в режиме онлайн. В транспорте — безналичная оплата, сами автобусы отображаются в мобильных приложениях. Показания ЖКХ также сверяем через интернет. На сегодняшний день практически не осталось отраслей, в которых не использовались бы цифровые технологии. Отрицать это бессмысленно. Здесь стоит задача выбрать для Новгородской области те компетенции и профили, в которых она будет отдавать приоритеты в своем развитии», — подчеркнул Михаил Киблер. «Нет ли такого, что угроза кибербезопасности не дает развиваться цифровым технологиям?» — задали последний вопрос эксперту. «Я бы такого не сказал. Кибербезопасность тоже развивается очень стремительно. Такое всегда происходит с чем-либо новым: когда кто-то пытается навредить, кто-то защищает. С точки зрения каждодневной опасности я бы больше говорил о кибергигиене. Кибербезопасностью больше занимаются профильные специалисты и компании. Каждый житель должен владеть именно этим видом гигиены в интернете. Знать, как взаимодействовать с мошенниками. Потому что те же добровольно переведённые мошенникам деньги осложняют правоохранителям задачу вернуть эти средства гражданину. Это надо формировать с детства. Большое внимание стоит уделять жителям «серебряного возраста», ведь они ещё больше подвержены рискам. Об этом надо разговаривать. Мы проводим огромное количество образовательных семинаров, выпускаем видеоматериалы — рассказываем понятным языком, как таких рисков не допускать», — отметил Михаил Киблер. Для самых маленьких «53 новости» задали вопросы ещё одному специалисту — Светлане Князевой, одному из основателей частной «Славной школы» в Великом Новгороде, которая не так давно закончила свой первый учебный год. С ней мы поговорили про цифровые технологии в образовании на примере её учебного заведения. Светлана Князева слева на фото. Автор снимка: Марина Воробьёва. «Нам ещё только «годик», но уже со следующего сентября мы придем к цифровым технологиям. Этим летом ремонтируем одно помещение, в котором будет компьютерный класс на 12 рабочих мест. Мы начнём с нулевого класса обучать детей. Уже есть и готовый педагог. Это очень важно», — подчеркнула Светлана Князева. Она уточнила, что нулевой и первый классы будут изучать цифровые азы в игровой форме: «Получается, дети будут изучать цифровые технологии с шести лет, что совсем не рано. Как бы не вышло, что слегка поздновато. Будем работать и с искусственным интеллектом — этого не избежать. Но не должно быть перегибов. Мы в нашей школе больше про эмпатию». Напомним, что проголосовать за приоритеты обновлённой Стратегии, и внести свои предложения в нее может каждый житель региона. Для этого достаточно зайти на сайт или заполнить анкету у волонтёров, работающих в людных местах. Помимо отраслевых сессий, обсуждения состоятся во всех муниципалитетах области. Фото: Вадим Смирнов.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Реклама


Новости по годам

2025

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль,

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь