1 августа 2025 год, 11:32 - Общество
Среднестатистический гражданин во время прогулки по городу обращает внимание на всё вокруг: на светофоры, людей, машины. Куда реже он смотрит на что-то, что у всех на виду, но не такое заманчивое с точки зрения визуала: например — провода между столбами. Ну висят они и висят, кто-то их когда-то там установил, да и ладно. И практически никогда человек не задумывается о том, что же у него под ногами, а если точнее — под землей или водой. «Там трубы», — ответит человек. Верно, но давайте «копнем глубже». Что за трубы? Их же куча видов! И ведь их кто-то не просто установил, а зарыл под землю или опустил на дно на долгие годы. Такой простой факт разжег пламя интереса у корреспондента «53 новостей», поэтому он побеседовал с начальником Новгородского районного нефтепроводного управления (РНУ) ООО «Транснефть – Балтика» Артемом Клюгиным. Эксперт напомнил, что трубы не только закапывают, но и прокладывают по дну рек и даже океанов. А ведь там давление и прочие штуки. Сложно же! Как быть? Ну, неплохо бы вспомнить уникальный отечественный проект — Ладожский трубопровод, который снабжал горючим блокадный Ленинград во время Великой Отечественной войны. «Проект Ладожского трубопровода был сложным и уникальным на момент строительства, так как ранее никто в мире не реализовывал подобного. Только представьте себе эту длину — 29 километров, большая часть которого (21 километр) находилась под водой. Трубы располагались на дне водоема на глубине до 13 метров», — отметил Артем Клюгин. Для строительства использовали стальные трубы с внутренним диаметром 101 мм. Примерно треть из них имела длину 5-7 метров, толщину стенки 7-8 мм, а также оснащена резьбой и муфтой для соединения. Для надежности соединения дополнительно обваривались. Как итог: этот трубопровод был способен перекачивать от 300 до 350 тонн горючего в сутки. «Раз проект такой уникальный. С какими трудностями столкнулись строители?» — спросил корреспондент «53 новостей». «Отсутствие опыта. В стране подобные трубопроводы никто ещё не строил. Далее — жесткие сроки. Представляете, на строительство отводилось всего полтора месяца! Более того, насосная станция была расположена всего в нескольких километрах от линии фронта и могла быть в любой момент атакована немецкой авиацией. Добавим к этому климатические условия. Работы вели на весенней продуваемой Ладоге. Ну и последнее: создание трубопровода окружили завесой строжайшей секретности, поэтому строить приходилось в основном по ночам», — ответил эксперт. Насколько проект Ладожского трубопровода сложен по сегодняшним меркам, сказать трудно. Технологии подводной укладки труб с тех пор сильно усовершенствовались, но принцип всё тот же: в воду погружают уже скреплённые фрагменты. Подводная сварка также существует, но ее применение в основном экономически не оправдано. «Как происходит обслуживание и износ труб? Всё действует по принципу: заложить трубу и оставить?» — спросил корреспондент «53 новостей». — Регулярное техническое обслуживание и контроль состояния трубопровода необходимы для обеспечения его безопасности и эффективности работы. Обслуживающий персонал непрерывно выполняет наземное и воздушное патрулирование трассы, следит за его техническими параметрами и обеспечивает техобслуживание и ремонт в соответствии с утвержденными план-графиками. — А есть ли какая-то альтернатива подобным трубопроводам сегодня? При этом такая же эффективная? — На сегодняшний день альтернативы подобной Ладожскому трубопроводу не может быть, поскольку сложно представить условия производства работ на тот период времени и проводить аналогии на сегодняшний день. — Чем отличается ли подход к монтажу труб под землей и под водой? —Они, конечно же, отличаются. Причем под водой однозначно сложнее. Это связано с особенностями условий прокладки и требует применения разных методов. Один из таких — метод наклонно-направленного бурения. Он является самым востребованным на сегодняшний день, под водой бурят пилотную скважину, в которую и протаскивают трубопровод. — Изменилась ли технология установки и обслуживания трубопровода за все эти годы? — Да, за последние годы технологии установки и обслуживания трубопроводов сильно усовершенствовались. Эти изменения связаны с внедрением инновационных материалов, конструкций и методов, которые повышают эффективность, безопасность и долговечность трубопроводных систем. — А как тогда влияют на трубопроводы естественные факторы, и как сейчас с этим борются? — Естественные факторы влияют на трубопроводы, но в настоящее время существуют методы защиты, такие как антикоррозийные покрытия, катодная защита, ингибиторы коррозии, коррозионностойкие трубы, регулярный мониторинг и диагностика, которые позволяют бороться с данной проблемой. Читая всё это, складывается впечатление, что Ладожский трубопровод будто опередил свое время. Сложно представить, что в годы Великой Отечественной войны, в столь трудные для страны времена, люди просто взяли и преодолели все препятствия, которые, на первый взгляд, преодолеть невозможно… Фото: пресс-служба ООО «Транснефть – Балтика», АО «Транснефть – Диаскан», Минобороны РФ.
Источник: 53 новости