26 августа 2025 год, 11:11 - Общество
Гостьей подкаста «53 новостей» стала доцент кафедры журналистики НовГУ Станислава Базикян. Она рассказала о необходимости новой траектории в системе проектного образования в вузе. Напомним, этим летом Станислава Базикян выпустила монографию «Журналистское образование в условиях трансформирующейся медиасреды: потенциал проектного обучения». В работе она представила авторскую модель проектного журналистского образования. Полную аудиоверсию подкаста можно прослушать здесь: Среди прочего гостья подкаста предлагает заниматься на первом курсе только теоретической базой. В университете уже есть «Основы проектной деятельности», на которых студентов вводят в курс дела. Но помимо этого, Станислава Базикян отметила важность профильных теоретических курсов на каждой из специальностей. Подобного сейчас в НовГУ нет. «На них бы рассказали не только общую теорию, но и про аспекты, касающиеся именно направления подготовки. Объясню на примере журналистики, медиа. Необходим на первом курсе предмет, который будет рассказывать о проектной деятельности в медиаобразовании. Кроме того, важна теория, которая касается журналистики в целом. Я говорю не о том, что нужно огромное количество теории, касающейся проектной деятельности, а о том, что на первых двух курсах должна нарабатываться теория, которую затем студенты будут отрабатывать в рамках проекта», — объяснила доцент кафедры журналистики НовГУ. В любом случае проектная деятельность будет идти всегда в параллель с основной учёбой. Об этой тонкой грани и спросил ведущий подкаста Томас Томмингас. «Я пишу и об этом. Один из важнейших критериев оценки эффективности проектов — это желание и возможность студентов продолжать проектную деятельность после учёбы в университете. Или хотя бы использовать те навыки, которые они получили во время разработки продукта. По разговору с выпускниками, могу сказать, что некоторые отмечали полезность проектной деятельности. Однако сейчас всё ещё многие просто хотят получить зачёт и не особо задумываются, чтобы отрабатывать какие-либо навыки. Но не всегда. В каждой группе есть два-три человека, которые очень сильно заинтересованы в результате и хотят в будущем связать свою жизнь с этим же делом», — подчеркнула доцент кафедры журналистики НовГУ. В своей монографии Станислава Базикян предлагает разделение проектов на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Сейчас Школа проектного обучения НовГУ работает только с краткосрочными проектами — один проект не может длиться дольше одного семестра. «Есть проекты, которые достаточно реализовать за один-два месяца. Например, мы делали брошюру об учебных изданиях нашего университета. А есть долгосрочные, которые нужно делать в течение как минимум года. Условно, выпускать журнал. То есть разное количество времени нужно на различные проекты. Но в рамках нашего университета такого подхода нет. В Московском политехническом университете, с которого вся идея с проектами и пошла, считается, что долгосрочных работ не бывает вовсе. За один-два семестра должны всё закончить, а на следующем курсе приступить к новому. Однако для журналистики это не всегда подходит. Например, мы не можем сделать учебную газету «Антоновка» мультимедийной. Сделать её за полгода и забросить. Она должна всё время пополняться новым форматами, жанрами», — отметила гостья выпуска. Одна из основ проектной деятельности — это междисциплинарность. Ведь выпускники приходят на работу, где необходимо сотрудничать с людьми из разных сфер. И в своей монографии Станислава Базикян этого не отрицает. Однако преподаватель на своём примере рассказала, что иногда это приводит к тому, что студенты не из основной дисциплины проекта (условно, медик в журналистике) попросту отсиживаются. Они занимают чужие места. «Однажды у нас в проекте был дизайнер, на которого были большие надежды. Хотя бы сделать сайт в специальной программе. Но он попросту не смог, всё изготовили наши ребята-журналисты. И эта междисциплинарность — она звучит очень хорошо, но на практике далеко не всегда отлично себя показывает», — рассказала преподаватель. По траектории нового подхода к вузовскому проектному образованию в журналистике Станислава Базикян предлагает двигаться по исторической схеме. Изначально в проектах делают газеты и журналы, затем — фотопроекты, после уже мультимедиа: в частности, очень популярные среди студентов лонгриды. Они включают в себя много форматов и позволяют отработать сразу несколько новых навыков. В свой монографии доцент кафедры журналистики НовГУ отметила роли наставника и экспертов. Так, наставник должен направлять: следить за сроками, за тем, чтобы все делали свою работу, может помочь в каких-то азах. «Нам очень нужны эксперты. Особенно юристы, которые бы рассказали о правовых аспектах. И коллеги-журналисты могли бы дать очень ценную информацию. К слову, для этого есть экспертные дни — специальные мероприятия, в которых эксперты и говорят, где и что можно исправить. Но, на мой взгляд, их слишком много. И специалистам не всегда удаётся выкроить время. Я об этом тоже пишу в монографии: может, делать меньше контрольных точек, но чтобы они были качественнее, прицельнее для обсуждения», — подчеркнула Станислава Базикян. И уже ближе к финалу подкаста Станислава Базикян отметила, что нужно для того, чтобы её новую траекторию подхода к вузовскому проектному образованию распространить на весь университет: «В первую очередь — донести это до руководства Школы проектного обучения НовГУ. У них часто проходят планёрки, на которых нужно обсудить, насколько это возможно в рамках разных направлений подготовки. Кстати, они пытаются меняться. Позитивный настрой есть». Уже доступна и видеоверсия подкаста. Фото: пресс-служба НовГУ, Алексей Павлуцких, Татьяна Каминская.
Источник: 53 новости