Новгородские учёные рассказали об интересной находке с Троицкого раскопа

29 сентября 2025 год, 12:42 - Общество
Новгородские учёные рассказали об интересной находке с Троицкого раскопа
Учёные Новгородского государственного университета поделились результатами исследования необычного археологического артефакта, обнаруженного в 2014 году на Троицком раскопе в Великом Новгороде в слоях ХI века. Об этом сообщила пресс-служба НовГУ имени Ярослава Мудрого. Первоначально определить назначение предмета не удалось — лишь спустя пять лет его идентифицировали как деревянную деталь повозки того времени. Ещё несколько лет ушло на исследования и сбор доказательств. В работе участвовали доцент кафедры истории России и археологии НовГУ Андрей Гринёв и старший научный сотрудник исторического факультета МГУ имени Ломоносова Виктор Сингх. Данная находка стала первой в своём роде на Северо-Западе Руси. Объект состоит из двух соединённых деревянных элементов. Первая — дугообразная, изготовлена из цельного куска дерева. Концы дуги плавно сужаются, закругляются и немного расходятся друг от друга. Общая длина составляет примерно 102 сантиметра. Вторая деталь расположена перпендикулярно первой и закреплена сверху с помощью деревянных клинышков. Она представляет собой прямоугольный в сечении брус со скруглёнными концами и трапециевидной вырубкой в нижней части посередине. Длина этого бруса — 94 сантиметра, ширина — 6,7 сантиметра. Как отметил Андрей Гринёв, верхний элемент — поворотная подушка четырёхколёсной телеги, а нижний — передняя вилка, одна из частей каркаса повозки. Эти детали связывали между собой стан и кузов телеги. Поворотная подушка в данном случае служила передней опорой кузова. В её прямоугольные отверстия на краях вставлялись вертикальные стойки кузова, поддерживавшие борт или служившие ограничителем для груза. Центральное круглое отверстие предназначалось для шкворня — деревянного или металлического стержня, вокруг которого вращалась лисица — центральная жердь, соединяющая переднюю и заднюю части телеги. Шкворень испытывает при таком устройстве повышенную нагрузку с разных сторон, из-за чего он одним из первых в телеге стал изготавливаться из металла. Чтобы уменьшить давление на него, в передней оси используются дополнительные опоры, сдерживающие лисицу при поворотах. Одну из таких функций выполняет передняя вилка. В новгородской находке поворотная подушка и передняя вилка были скреплены в монолит через различные соединительные штифты, поэтому вокруг шкворня могла вращаться только лисица. Из-за этого угол поворота передка был значительно ограничен, а кузов не мог иметь жёсткие борта. Точных аналогий данной конструкции в сохранившихся до настоящего времени телегах обнаружить не удалось. Но ряд признаков позволяет сопоставить её с некоторыми типами телег, выявленными в этнографии Прибалтики. Также аналогичные детали были найдены в слоях X-XI веков на территории Польши. По словам эксперта, находка из Великого Новгорода позволяет в целом получить представление о конструкции передней части телеги. Также можно предположить, как было устроено продольное соединение и способ крепления задка. Наибольшая сложность возникает с реконструкцией бортов новгородской телеги. Вероятнее всего, они вообще отсутствовали — возможно, чтобы поместилось больше груза. Однако по материалам этнографии известно несколько типов кузовов. Одним из самых распространённых являлся решетчатый кузов из наклонно установленных на кузовные стойки лесенок с прямоугольными или фигурными ступеньками. Также известен кузов типа короба, который делался из досок, уложенных горизонтально на кузовные стойки. Фото: 1 — архив издания, 2 и 3 — пресс-служба НовГУ. По данным пресс-службы НовГУ, материал подготовлен при грантовой поддержке Минобрнауки России, в рамках Десятилетия науки и технологий.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама


Новости по годам

2025

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь