7 октября 2025 год, 19:01 - Общество
Накануне, 6 октября, в Великом Новгорода в здании Народного училища Никольского собора на Ярославовом Дворище генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн представил журналистам новую экспозицию «От Ольги до Ольги», которую разместили в отреставрированном пространстве. Перед экскурсией по новой экспозиции Сергей Брюн напомнил, что на территории Ярославова Дворища прошёл ремонт, который позволил пространству «раскрыться по-новому». «Сейчас мы максимально, насколько это возможно, помогли нашим памятникам, от домонгольских до поздних, этому уникальному созвездию — ансамблю всемирного наследия ЮНЕСКО — засиять так, как он не сиял прежде», – отметил гендиректор музея. Сергей Брюн добавил, что во время благоустройства территории специалисты убрали электрические провода и всё то, что мешало восприятию Ярославова Дворища. Также создали наружную архитектурную подсветку, установили пешеходные дорожки, клумбы, скамейки. На сегодняшний день из 11 памятников на Ярославовом Дворище в рамках нацпроекта «Культура» уже полностью отреставрировали семь. К примеру, у церквей Иоанна на Опоках, Параскевы Пятницы и Николо-Дворищенского собора уже отреставрированы фасады, но работы внутри также продолжатся. «Мы стали единственным музеем в России, который за два года полностью отреставрировал девять памятников ЮНЕСКО. Это невероятно много, особенно учитывая их сложность. Мы стали единственным музеем в России, который за год — с прошлого лета — открыл восемь новых постоянных экспозиций. Не говоря уже о нашей выставочной деятельности, которая тоже очень продуктивна», – сказал Сергей Брюн. На сегодняшний день на Ярославом Дворище открыты пять новых музейных объектов. Например, церковь Успения на Торгу, которая с революции была закрыта для посещения, а ранее использовалась как склад для продовольствия. По мнению гендиректора музея, храм не был тем местом, куда мог бы прийти турист, молящийся или заинтересованный новгородец. Кстати, ранее «53 новости» сообщали, какие экспозиции могут посетить гости этой церкви.
Открыт храм Святого Прокопия, который также ранее служил овощной базой и складскими помещениями.
«Он открыт, и теперь там расположена прекрасная экспозиция современного христианского искусства Сергея Антонова — выдающегося скульптора. Это, наверное, единственный мастер-автор десятка иконостасов в Москве», – поделился интересным фактом Сергей Брюн, добавив, что работы мастера висят в «Третьяковской галерее», популярны в Италии и других странах.
Теперь его крупнейшая коллекция работ представлена у нас. Гендиректор музея упомянул и об открытии колокольни Никольского собора. Он напомнил о соперничестве двух сторон — Софийской, где была своя звонница, и звонницы на Ярославовом Дворище Торговой стороны. Собеседник уточнил, что уже в этом году Никольская колокольня вновь начала звонить. Ещё одним отреставрированным и открытым для посещения объектом стало Народное училище, расположенное между колокольней Никольского собора и Воротной башней. Здесь открыли новые выставочные залы. «Мы открываем эту выставочную площадку выставкой «От Ольги до Ольги», которая посвящена разным пластам в истории не только Новгорода, но и России. Средневекового Новгорода, связанного с именем равноапостольной Ольги, и имперского Новгорода, связанного с именами двух замечательных женщин — младшей сестры и старшей дочери последнего российского императора. Две эпохи переплетаются на примере редчайших сокровищ, которые хранит Новгородский музей-заповедник. Я безумно благодарен Министру культуры РФ Ольге Любимовой, которая нашла время приехать сюда и открыть эту выставку, это выставочное пространство в разгар Парламентского форума», – рассказал гендиректор музея-заповедника. Сергей Брюн провёл гостям экскурсию по выставке. Через музейные экспонаты раскрываются темы: положение женщины в семье и обществе, её социальный статус, уровень образованности, особенности внешнего облика и повседневной жизни.Гендиректор музея отметил, что создатели выставки пытались, избегая каких-либо «искусственных мостов», соединить две эпохи — средневековую и имперскую. Собеседник подчеркнул, что даже в дизайне вывески можно проследить отличие двух «Ольг»: не только в оформлении под золото и серебро, но и в том, что в первой части «От Ольги» написано средневековым шрифтом, а «До Ольги» — буквами, имитирующими древнерусский стиль. Интересно, что на входе выставки на стене висит большая картина «Явление княгини Ольги на царский пир в Константинополе», написанная в 2021 году. Автор этой картины также Ольга, но Глазунова, которая продолжает династию знаменитых художников. Создатели выставки старались отразить разницу времени и в колористике экспозиции, явно разделив две части пространства цветами. Сергей Брюн обратил внимание, что в зале расположены две витрины с артефактами: одна связана с мужчинами и военной тематикой, зарождением русской земли, а вторая — с женщинами, где представлены украшения, одежда, монеты и предметы быта. Также на стенах гости могут посмотреть анимационные видеоролики, в которых показаны архивные фотографии, а также мультфильм, связанный с историей крещения Ольги. Под стеклом расположены фрески, связанные с женскими сюжетами. В центре экспозиции висят деревянные птицы, которые можно заставить «летать», потянув за верёвочку. Это отсылает посетителей к легенде о мести княгини Ольги древлянам, в которой она использовала горящих птиц. Следующая витрина рассказывает о слиянии культур: представлены элементы украшений женщин, населявших зарождающуюся русскую землю — нормандок, скандинавок, славянок, финно-угорок. Отдельное место занимают берестяные грамоты, рассказывающие о том, о чём писали новгородки — любовные письма и эмоциональные истории, которые даже могли перерасти в настоящую ссору. Следующая часть выставки посвящена уже непосредственно времени, в которое жили младшая сестра последнего российского императора Николая II и его старшая дочь. Сергей Брюн рассказал, что благодаря помощи Ирины Столбовой, которая долгое время заведовала филиалом музея в Боровичах, удалось привезти из Франции уникальный архив семьи Никушкиных-Вербицких. Он связан с великой княгиней Ольгой Александровной. Здесь представлены редкие фотографии, документы, автографы, письма и её работы акварелью. «Здесь многие фотографии экспонируются впервые из этого архива. Мы видим великую княгиню как сестру милосердия, как мать, как крестную мать, потому что известная воинская часть Российской империи — ахтырские гусары — уже в эмиграции несли ей своих детей, и она их крестила, опекала», – отметил Сергей Брюн. Он подчеркнул, что Ольга Николаевна и Ольга Александровна шли к народу и пытались стать его частью, несмотря на то, что не все их принимали. В частности, Ольга Александровна завела себе корову, которую держала всю жизнь, зарабатывала на своих картинах, помогала всем, кто просил ее об этом. Кроме того, своих детей она называла в честь павших однополчан мужа. Также на выставке представлены иконы, связанные с ушедшей империей, в том числе бытовые, но очень красивые изображения покровителей семьи Романовых. Одна из витрин отсылает посетителей к последнему дню жизни великой княжны Ольги Николаевны — к трагедии в Ипатьевском доме. Также на выставке представлены экспонаты, напоминающие о визите императрицы Александры Фёдоровны с дочерьми в Новгород в декабре 1916 года с целью посещения святынь и оказания помощи лазаретам. Посетить выставку можно с 10:00 до 17:30, выходные — понедельник и вторник. Адрес: Великий Новгород, улица Никольская, 1.
Информационный центр музея: +7-921-730-93-92. Во время беседы с журналистами Сергей Брюн поделился планами музея-заповедника на 2026 год. Подробнее о них читайте в нашем следующем материале. Фото автора.
Источник: 53 новости