Работа органов местного самоуправления области с бесхозяйно содержимым и бесхозяйным недвижимым имуществом должна быть системной

19 марта 2013 год, 10:11 - Власть
Работа органов местного самоуправления области с бесхозяйно содержимым и бесхозяйным недвижимым имуществом должна быть системной
По вопросу о работе органов местного самоуправления области с бесхозяйно содержимым и бесхозяйным недвижимым имуществом на аппаратном совещании, которое провел Губернатор области Сергей Митин, выступил советник Губернатора области Захар Ляшук.

Он отметил, что по состоянию на 1 января 2013 года органами местного самоуправления области выявлено 4695 объектов, находящихся в ненадлежащем состоянии, из них в 2012 году -  1763 объекта. В результате выполненных работ в 2012 году приведено в надлежащее состояние 2016 объектов, из них: демонтировано ветхих и поврежденных пожаром - 156; выполнен ремонт, реконструкция и капитальный ремонт - 149; благоустроена территория - 1711. Остаются в ненадлежащем виде 2679 объектов по всей территории области.

Более оперативно работа по выявлению объектов, находящихся в ненадлежащем состоянии, и выполнению мероприятий по благоустройству и приведению объектов в надлежащее состояние велась в Боровичском, Маловишерском, Поддорском, Солецком, Чудовском и Новгородском муниципальных районах.

Несмотря на то, что выглядят указанные объекты одинаково, юридически они подразделяются на три большие группы:
- бесхозяйные жилые помещения (здания) - объекты, которые не имеют собственника, или собственник неизвестен либо собственник от права собственности отказался. Указанные жилые помещения по заявлению органов местного самоуправления принимаются на учет Управлением Росреестра по Новгородской области как бесхозяйные. Далее по истечении одного года органы местного самоуправления обращаются в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. По решению суда и после государственной регистрации такое имущество переходит в муниципальную собственность. По состоянию на 1 января 2013 года было выявлено и поставлено на учет в качестве бесхозяйных 522 бесхозяйных жилых помещения, что составляет 19,5% от общего количества объектов, содержащихся в ненадлежащем состоянии. Право муниципальной собственности зарегистрировано на 397 объектов (76%).

- выморочное имущество. Это имущество, собственник которого умер, а наследники отсутствуют, либо по тем или иным причинам в наследство не вступили. В соответствии с частью 2 статьи 1151 ГК РФ, выморочное имущество в виде жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, и включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. По состоянию на 1 января 2013 года в муниципальную собственность поступило 218 жилых помещений, что составляет 8% от общего количества объектов, содержащихся в ненадлежащем состоянии. Оставшиеся 1939 объектов, что составляет более 70% от общего количества объектов, содержащихся в ненадлежащем состоянии, отнесены к категории бесхозяйно содержимых жилых помещений.

- бесхозяйно содержимые жилые помещения – помещения, которые имеют собственника, но собственник использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение. По таким объектам органы местного самоуправления вправе и обязаны предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Требования к содержанию и внешнему виду жилых помещений устанавливаются правилами благоустройства территорий поселений, принятыми во всех муниципалитетах области. Статьей 6 областного закона об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил благоустройства.

За январь и февраль 2013 года мировыми судьями области рассмотрено 42 дела об административных правонарушениях по нарушениям правил благоустройства территорий поселений. По результатам рассмотрения наложено штрафов на сумму 157,5 тыс. руб.

Безусловно 42 дела – цифра несопоставимая с цифрой 1939 –количеством бесхозяйно содержимых объектов. Меры административного воздействия используются органами местного самоуправления по-прежнему недостаточно эффективно.

Помимо административных мер законодательством предусмотрен и более жесткий механизм - частью 2 статьи 293 ГК РФ установлено, что в случае, если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению, либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Случаи судебного признания объектов бесхозяйно содержимым единичны.

Общий вывод – все необходимые юридические условия созданы. На совещании названы основные проблемы, препятствующие эффективной реализации органами МСУ указанных полномочий. Первая и главная из них, по мнению Захара Ляшука, – факультативное отношение органов местного самоуправления к работе с жилыми помещениями, находящимися в неудовлетворительном виде. Системная работа в ежедневном режиме не проводится.  

Внимание органов местного самоуправления области обращено на то, что поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, это обязанность, а не право органа местного самоуправления. Невыявление таких объектов и необращение органа местного самоуправления в регистрационные органы с заявлением о принятии на учет того или иного объекта свидетельствует о невыполнении им обязанности, предусмотренной законодательством.

Указанная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе определениями Верховного суда Российской Федерации. Бездействие органов местного самоуправления может повлечь за собой наступление юридической ответственности, предусмотренной положениями 131-ФЗ, вплоть до удаления главы муниципального образования в отставку. Органам МСУ необходимо перевести данную работу из разряда факультативной в разряд обязательной и заниматься ею наряду в решением ВМЗ по 131-ФЗ в ежедневном режиме.

Во-вторых названа недостаточно активная работа Ассоциации «Совет муниципальных образований Новгородской области» в данном направлении. Именно Совет муниципальных образований должен стать единым методическим и методологическим центром, который должен обобщать и систематизировать межмуниципальную практику решения таких задач, выявлять существующие проблемы и во взаимодействии с заинтересованными лицами вырабатывать пути их решения. На сегодняшний день Совет муниципальных образований системно такой работой не занимается.

При решении вопросов, связанных с имуществом, находящимся в ненадлежащем виде, органы МСУ сталкиваются с рядом частных юридических проблем, не имеющих системного характера. Для обсуждения этих вопросов предложено провести совещание с привлечением Глав муниципалитетов и заинтересованных лиц.

Губернатор поручил первому заместителю Главы администрации области Арнольду Шалмуеву, председателю комитета государственной гражданской службы Новгородской области Владимиру Варфоломееву взять под особый контроль вопросы работы органов местного самоуправления области с бесхозяйно содержимым и бесхозяйным недвижимым имуществом.

Источник: Правительство Новгородской области


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь