Художник и время

27 сентября 2013 год, 12:30 - Культура
Художник и время

Сразу две персональные выставки живописца Дмитрия ЖУРАВЛЁВА откроются в Великом НовгородеЮбилей народного художника России — Дмитрию Журавлёву исполняется 80 лет — бесспорно, к этому обязывает.

Поэтому в выставочных залах сразу двух музеев: Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника и Музея художественной культуры Новгородской земли будет представлено живописное наследие мастера. Экспозиция, открывшаяся на днях в залах Музея изобразительных искусств, — ретроспектива творчества художника. Здесь представлены полотна, написанные не один год и даже не один десяток лет назад.

— Когда я увидел уже развешенные картины, то, признаться, испытал шок, — говорит художник. — Я уже и забыл, как писал тогда. Некоторые картины не видел много лет: сегодня они хранятся в фондах Новгородского музея-заповедника. Чего уж говорить о зрителях и коллегах-художниках: большинство эти работы и вовсе увидели впервые. В этих картинах, написанных много лет назад, хорошо видно, как я искал собственный художественный язык. Я очень любил тогда экспериментировать, искал свой стиль, тему. Мне кажется, у меня тогда была невероятная смелость: умение обобщать, почувствовать заводские ритмы, музыку русской деревни. Хотя, конечно, мой колорит был тогда несколько тяжеловатым. Но сегодня мне завидно, что я так уже не могу делать. Сейчас мои работы более светлые, радостные, что ли. Хотя и тогда радость и в жизни, и в творчестве присутствовала. Но она была какая-то затаённая, спрятанная внутри …

Рисуют всеУвлечённо рисовать мальчик Дима начал... в больнице, куда в шесть лет попал после автомобильной аварии. Но просто лежать на больничной койке  было скучно, поэтому по примеру соседей по палате, постоянно что-то чиркающих карандашом, он тоже стал рисовать. Корабли, самолёты, машины… Хотя многое из перечисленной техники ребятня и в глаза тогда ещё ни разу не видела.

Потом началась война. Все тяготы и лишения тех лет пережил Дмитрий вместе с семьёй в блокадном Ленинграде. Но и тогда увлечение рисованием он не оставил.

— Когда мама стала приносить домой книжки, вытащенные из-под завалов разрушенных домов, я стал срисовывать иллюстрации, — вспоминает Дмитрий Власович. — Это было так удивительно. Ведь до этого у нас дома книг особо не было: я рос в простой крестьянской семье. Поэтому иллюстрации Васнецова, картины с изображением древнегреческих богов из учебников по истории меня поразили тогда до глубины души.

И, возможно, определили дальнейший жизненный путь. Первый серьёзный шаг в профессию был сделан в 1947 году, когда Дмитрия приняли в среднюю художественную школу при институте имени И.Е. Репина. Он учился на одни пятёрки, поэтому его без экзаменов приняли потом и в институт. Он получил блестящее академическое образование, с отличием защитил диплом. И в силу жизненных обстоятельств в 1959 году Дмитрий Журавлёв оказался в Новгороде.

— Так получилось, что мою супругу пригласили на работу в театр (она была театральным художником какое-то время) в Новгород, и я тоже приехал сюда: я давно мечтал узнать, что это за явление такое — Древняя Русь, что от неё осталось, — говорит Дмитрий Власович. —  Хотя бывал в Новгороде ещё студентом: зарисовывал археологические находки на раскопках. Тогда город меня просто поразил. И вплоть до семидесятых я постоянно выставлялся в Ленинграде с новгородской тематикой.

Конечно, в первую очередь Журавлёв писал архитектуру. «Церкви на выставки не брали, — с улыбкой рассказывает художник, — но я всё равно продолжал их самозабвенно писать. Меня неоднократно и в отдел пропаганды вызывали, чтобы узнать, почему я так много пишу храмы. А что тут скажешь — это ведь великое архитектурное искусство. Как можно этого не понимать».

Этапы развитияКак и у любого мастера,  творчество Дмитрия Журавлёва условно можно разделить на несколько периодов.

— Первый приходится на 1960-е годы. В это время в живописи Журавлёва привлекают материальность, структурная отчетливость и мощный, далёкий от натуралистического правдоподобия, открытый эмоциональный цвет, — говорит кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Татьяна ВОЛОДИНА. — В начале 1970-х годов развитие стиля мастера шло в сторону усиления декоративного начала. Журавлёв всё чаще обращается к сложным композициям, в центре которых — человек. Впрочем, он не оставляет и свои любимые темы и сюжеты. Его натюрморты — «деревенские» и «рыбацкие» — приобретают ещё большую мощь и выразительность, прежде всего благодаря цвету.

А потом Дмитрий Власович вдруг всё бросил и уехал в Череповец: писать заводы и портреты простых работяг.

— Такая вот блажь, — говорит сегодня художник. — Мой хороший друг из Вологды, народный художник России Владимир Корбаков пригласил. Я и согласился.

Новая живописная поэзия, где встречаются одновременно сплав металла и живописи, затянула художника на годы. Индустриальные пейзажи, огромные по своим размерам, несут такую мощную световую силу, что дух захватывает.

— Произведения, связанные с череповецким металлургическим заводом, — это не конъюнктура, это открытие иного мира, жесткого, но прекрасного, — поясняет Володина. — Картины, изображающие пространство и предметный мир металлургического цеха, — настоящие шедевры, далекие от натуралистической трактовки производственной темы.

Годы 1990-е стали заметны созданием ряда жанровых и религиозных картин, созданием цикла картин о новгородской деревне, о памятниках древнерусской архитектуры и появлением портретов современников.

— Собственное творчество читаешь как книгу своей жизни, где последовательно, сменяя друг друга, идут годы и десятилетия, — говорит художник. — Можно оглянуться: а что ты сделал раньше, какие были удачи и что получилось? И вот понимаешь, что несмотря на прожитые годы, на изменения художественного языка, несмотря на разные подходы в решении картины, на новые темы, новые впечатления ты остаешься тем же начинающим художником. Появилось мастерство, а истина осталась где-то далеко, и к ней по-прежнему надо идти и идти. Истина творческая — это то, что дает возможность постоянно жить и гореть творческим огнем. Это мой ответ постижения истины, но думаю — это касается каждого художника. Истина в нашем деле — постоянный труд.

Стоит отметить, что именно Дмитрий Журавлев создал в 1960-х годах Новгородское отделение Союза художников тогда ещё РСФСР. И возглавлял его на протяжении 20 лет. Он был одним из тех, кто проводил в жизнь идею зональных (региональных) выставок, будучи сначала членом выставкома, а затем долгие годы его председателем по Северо-Западу.

*   *   *

80 лет — серьёзный юбилей. Но для художников слова «пенсия» не существует. И сегодня мастер почти каждый день берёт в руки кисть и встаёт к холсту.

Газета "Новгородские ведомости" от 25.09.2013 г.

Владимир БОГДАНОВ (фото)

Источник: Администрация Великого Новгорода


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь