УФАС: «И больницы будем штрафовать!»

3 марта 2014 год, 09:10
УФАС: «И больницы будем штрафовать!»
На практической конференции, прошедшей в пятницу в Ледовом дворце и посвященной поправкам в федеральный закон «О рекламе», был аншлаг: врачи, профессионалы рекламного бизнеса, представители средств массовой информации и просто интересующиеся собрались в небольшом зале, чтобы услышать разъяснения Ильи Курикова - заместителя руководителя УФАС по Новгородской области - о том, какие же сведения о медицинских услугах и изделиях медтехники все-таки можно публиковать, а какие придется из рекламных объявлений исключить. Для начала, чиновник ответил на ряд интересующих граждан вопросов, заранее направленных в УФАС. Среди них были следующие: «Относится ли оказание ветеринарных услуг к услугам медицинского характера»? - Нет, не относится. В России утверждена номенклатура медицинских услуг, есть соответствующий перечень, в законе прямо определено понятие. Никаких услуг ветеринарии в этот перечень не входит; есть специальный закон «О ветеринарии». «Можно ли рекламировать сами клиники и медицинские центры»? - Да, можно. Понятие медицинской деятельности шире, чем понятие медицинской услуги. В соответствии с ч.8 ст. 24 ФЗ «О рекламе», в России реклама последних фактически под запретом. С разъяснениями ФАС на этот счет можно ознакомиться на официальном сайте ведомства (http://www.fas.gov.ru/, вкладка: «контроль рекламной деятельности»), и, основываясь на законодательстве и соответствующих разъяснениях, следует сделать вывод, что клиники рекламировать можно. А вот, например, рекламный текст: «Стоматологическая клиника осуществляет протезирование, лечение кариеса и так далее» - не допускается. «Можно ли написать в рекламном объявлении: «Врач-терапевт осуществляет прием пациентов по конкретному адресу»? - Мнение центрального аппарата ФАС РФ - нельзя, поскольку таким объявлением создается образ медицинского работника, а образ врача может создаваться только в рекламе медицинской деятельности. Это очень странное мнение, а официальных разъяснений еще нет. «Кто несет ответственность за нарушения: рекламодатель или рекламораспространитель»? - И рекламодатель, и рекламораспространитель несут ответственность, что связано не с содержанием рекламы, а с местом ее размещения. Предположительно, определяющими будут договорные отношения между рекламодателем и рекламораспространителем, но, поскольку контролирующий орган обычно не в курсе отношений между тем и другим, то ответственность будет нести именно рекламораспространитель. Так, в Новгородской области уже зафиксировано два случая нарушения ч.8 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», и в одном из договоров прямо указана ответственность рекламораспространителя. «Следует ли к рекламе разного рода гадалок, народных целителей и прочих «предсказателей в седьмом поколении» применять те же правила»? - Следует руководствоваться ст. 5 ФЗ «О рекламе»: реклама должна быть добросовестной и достоверной. Специальных требований к рекламе оккультных услуг не применяется (в соответствии с разъяснением ФАС России №АД/51199/13 от 17.12.2013 года). «В номенклатуре 2011 года к медицинским услугам отнесены также методы профилактики, диагностики и лечения. Допустим, в рекламном объявлении присутствует формулировка: «Лечение варикозного расширения вен без операции», которая в номенклатуре отсутствует. Как такая формулировка будет восприниматься Федеральной антимонопольной службой? - Вовсе необязательно, чтобы наименование медицинской услуги совпадало с перечнем до запятой, и в приведенном вами примере реклама будет признана ненадлежащей. «ЦГКБ (Центральная городская клиническая больница) периодически раздает населению листовки с призывом пройти диспансеризацию, а диспансеризация входит в перечень медицинских услуг. То есть, и больницу будете штрафовать»? - Да, будем штрафовать. Зал разразился аплодисментами и хохотом. Похоже, и сам контролирующий орган не вполне представляет, как правильно реагировать на столь значительные изменения в законодательстве, ожидая разъяснений центрального аппарата ФАС РФ. В действительности, в регионах царят разброд и шатания: где-то изменения в закон «О рекламе» сочли технической ошибкой, а в Воронежской области, например, региональное УФАС заявило, что по своей инициативе не будет возбуждать дела из-за нарушений ч.8 ст.24 ФЗ «О рекламе». Представитель УФАС по Новгородской области в ходе конференции заверил, что дела по формальным признакам вышеуказанных нарушений будут инициироваться только по заявлениям граждан и организаций о фактах нарушения. Участники конференции, опасающиеся серьезных штрафов, поинтересовались, можно ли согласовывать рекламные тексты с ФАС, на что получили отрицательный ответ: консультации по рекламным материалам и их согласование не входят в полномочия ведомства, а для этих целей проще и эффективнее нанять юриста. Впрочем, существует немало возможностей обойти закон, воспользовавшись существующими в нем лазейками: так, спорным и неоднозначным является вопрос об ответственности блогеров и владельцев интернет-ресурсов, не являющихся СМИ, которые размещают сведения о медицинских услугах. Информация, размещенная в телефонных службах и на справочных порталах, а также на вывесках организаций, не подпадает под изменения в законе, поэтому ее можно смело размещать. Аналогичным образом допустимо указывать виды деятельности в соответствии с ОКВЭД и наименование организации; если же такое наименование неинформативно, то следует уточнять (например, ООО «Звезда» занимается оказанием услуг МРТ-диагностики - рекламная продукция этой организации может содержать формулировку: «Центр диагностики ООО «Звезда», но не «центр МРТ-диагностики»). Обобщая сказанное, Илья Куриков высказал общие пожелания: тщательно избегать конкретики; уведомлять рекламодателя о том, что СМИ, в котором он намеревается опубликовать рекламу медицинских услуг, не является специализированным изданием; прописывать ответственность в договорах, а о своем недовольстве новыми формулировками в законе сообщать в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации. В дальнейшем юрист Новгородского областного телевидения Константин Демидов рассказал, что делать, чтобы не подвергаться штрафам со стороны ФАС за нарушения законодательства о рекламе, а специалисты в сфере рекламы поделились с теми, кто смог остаться на конференции до конца, секретами и приемами продвижения в СМИ, особенностями раскрутки в интернете медицинских учреждений, их услуг и врачей.

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь