Уральский пельмень с мольбертом

1 апреля 2015 год, 15:30
Уральский пельмень с мольбертом
Брови царь нахмуря,Говорил: «ВчераПовалила буряПамятник Петра».Тот перепугался.«Я не знал!.. Ужель?» —Царь расхохотался:«Первый, брат, апрель!»А.С. Пушкин Далекий Урал. Город Ревда, гора Волчиха, река Чусовая. Памятник восставшим углежогам и демидовские заводы. Здесь снимались «Угрюм-река» и даже немного «Волга-Волга». Где-то тут плавал с учениками беспросветный географ, который пропил глобус. В этих заповедных краях собирались самоцветные бажовские сказы. Это малая родина гениальных мастеровых и художников, которых, видно, одарила талантом сама Медной горы хозяйка. ПРОМЭСТЕТ И МОНА ЛИЗА Один из них – замечательных творческих и душевных качеств человек – Федор Астафьевич Комольцев, вот уже четвертый десяток лет официальный акроновский живописец. Едкие и вдумчивые карикатуры, семейные портреты и дружеские шаржи, реплики мировых шедевров и новгородские пейзажи, масштабные полотна промышленной эстетики – все это он. Немного усталый, но цепкий взгляд, ходячий кладезь афоризмов и цитат, широта души и тонкость чувств. И это о Комольцеве. В 90-е его карикатуры украшали материалы многих новгородских газет. Но жизнь умудрилась переплюнуть творцов сарказма своими кровавыми зарисовками. Чтобы поразить публику, сегодня надо плевать на спины пророкам или прибивать причинные места к мостовой. Но жрущей и ржущей массе и этого мало, ей подавай отрезание человечьих голов в прямом эфире. И исключительно в разных там 3D и ультра-HD. Братья и сестры! А, может, это только кажется, что народу подавай хлеба и зрелищ? Быть может, вернемся к чарующим «Сказкам Венского леса», доброму «Дому, в котором я живу» и так и неразгаданной улыбке Моны Лизы? А пока – встречайте: дядя Федор и его рисованный смех. Я – ПРАПРАУЧЕНИК РЕПИНА – Как начинался художник Федор? – Нравилось мне это занятие. Порисовывал где надо и где не надо. Помню, увидел свежепобеленную бабушкину печку и тут же изобразил на ней своим красно-синим командирским карандашом каких-то уродцев. Думал, похвалят. Вышло наоборот. – Так талант от Бога или как? – Я бы не стал Бога по таким пустякам беспокоить. Просто ходил в изостудию. В девять лет обо мне написала газета «Ревдинский рабочий» за цикл рисунков по рассказам о Дерсу Узала. И поехало. Все нормальные люди идут гулять, а мне стенгазеты делать. В 1975 году поручили оформлять 30-летие Победы, как раз в выпускные экзамены. Помню, как поразил меня в детстве в музее Свердловска литой Каслинский чугунный павильон, призер выставки в Париже. Удивительная вещь. Потом был переезд с родителями в Узбекистан. Отец работал на Алмалыкском горнометаллургическом комбинате. Там я познакомился со своим учителем Борисом Васильевичем Мартяшиным. Он был учеником Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова – ученика самого Репина. Моих заслуг тут нет, но (улыбается) что-то прослеживается. Зарабатывал на жизнь, малевал киноафиши. Выходило недурно, жалко не догадался сфотографировать. ВОТ И ВСЕ, ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПОСЛЕ МЕНЯ... – А какая тропа привела в наши веси? – Семья вновь поднялась на крыло и вот он – Новгород. Перевелся на худграф в Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Великолепные были преподаватели, настоящие художники. Надо было искать пристань. Виктор Иванович Никитенко посоветовал – на «Азоте» есть серьезная художественная группа. Летом будет уже 36 лет, как я здесь. Надо бы дожить, а то чего нынче не случается с нашим братом карикатуристом. – В развитие темы: так все ли дозволено художнику? – Бывает, нарисуешь что-то пошловатое, посмеешься в узком кругу. Но зачем же это публиковать? Моральные границы устанавливает сам автор. – А карикатуры на заказ не конфликтуют с вдохновением? – «Когда б вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда...» Я всегда нежно любил карикатуры. Биструп, Эффель, Кукрыниксы, Дени, Ремизов – золотые мастера, было, у кого поучиться. Можно не суметь, но стремиться к их уровню надо. В молодости об этом лучше не думать, но со временем всплывает сентиментальное – что останется после меня. Может, и вот эти пожелтевшие листочки выкинут. А может, и нет... СОВСЕМ НЕ КВАДРАТ, НЕ ТАКОЙ УЖ И ЧЕРНЫЙ... – Рождение рисунка похоже на стихотворение? – Сам не знаю. Нет-нет, да и придумается что-нибудь. Есть у Алексея Константиновича Толстого строки «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! Вечно носились они над землею, незримые оку». – Так ничего нового нет, получается? А как же пресловутый «Черный квадрат»? – Множество искусствоведов смотрели на эту картину. Не совсем он и квадрат, не такой уж и черный, есть и вариации на тему. Просто искали люди чего-то нового. Или Малевич делал картину, что-то не вышло, взял да и замазал холст. Тем не менее, во все учебники истории искусств вошел. – Есть ли у Ф.А. Комольцева ученики? – Иногда берусь в частном порядке. Могу натаскать от вступительного экзамена до красного диплома. Грамоте научим, а творчеству – только самостоятельно. – И что, любой может стать Врубелем/Айвазовским? – Пусть не сразу, тут нужно очень захотеть. Бывают и с очень большими талантами люди, из-за ленности которых в итоге выходила только тоска о зря прожитом. А старательный набирает-набирает и, в конце концов, добивается большего. – У художников есть табель о рангах? – А как же! Народный, заслуженный и как я – незаслуженный. ГИПСОМ ВАННУ ЗАВАЗЮКАЛ... – А насколько универсален художник Федор Комольцев? – Все не все, но могу изобразить и карандашом, и кистью, и в глине. Гипсом тут всю ванну завазюкал, решил отложить шедевр до лучших времен. Может, и выйдет сюрприз. – Творчество занимает жизнь целиком или есть варианты? – Отвечу пушкинской фразой «Мне должно после долгой речи, и погулять и отдохнуть: докончу после как-нибудь». Как у всех. Могу принять бокал бургундского. Конечно, в разумных пределах. Как говорил кавказский поэт Расул Гамзатов: «Пить можно всем, необходимо только знать: где и с кем, за что, когда и сколько». Есть художники, которые без рюмки за кисть не возьмутся. Сделают что-либо подшофе и кажется, что отлично вышло. А на трезвую голову восхищаться и нечем. – Что или кто ведет вас по жизни? – Ой, как ведет, крепкой рукою. Семью надо кормить. Внукам 12 и 8 лет. Они меня выгуливают, я их. Стараюсь нивелировать их пацанячьи безобразия жалкими обломками своих знаний. Прививка культуры нужна и важна. Всех с новой весной и первым апреля, друзья. И, пожалуйста, не теряйте чувства юмора. Иллюстрации Федора Комольцева

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь