Андрей Усачев: «Настоящая умная собачка Соня была похожа на цыганку и обмахивалась хвостом, как веером»

17 ноября 2015 год, 14:25
Андрей Усачев: «Настоящая умная собачка Соня была похожа на цыганку и обмахивалась хвостом, как веером»

Вчера в магазине «Буквоед» состоялась встреча детского поэта и писателя Андрея Усачёва с читателями.

Андрей Усачёв – автор множества книг для детей (больше 250!). По его произведениям сняты десятки мультфильмов, в том числе – про умную собачку Соню.

Кстати, как рассказал нам писатель, у этой рассудительной собачки был реальный прототип. Правда, настоящая Соня была черненькой, с длинными ресницами, похожей на цыганку, а хвостиком она обмахивалась как веером. Поэтому Андрею Усачеву не нравится, как Соню изображают художники – просто он-то знает, какой она была на самом деле.

«Я мог бы заканонизировать образ, но тогда бы я лишил художника свободы воли, а это неправильно. Поэтому каждый рисует, как ему вздумается, а вы уж выбирайте, какая Соня вам нравится», - обратился автор к юным читателям.

А еще настоящая Соня была очень умной, как и героиня книжки. Она умела открывать лапой круглую лапу. Любила проказничать. Однажды бабушка увезла детей на автобусе, и Соня запрыгнула в следующий – и уехала. «А это ведь происходило в 15-миллионной Москве, - вспоминает Андрей Усачёв. – Мы думали, что она пропала, плакали... А на следующий день она прибежала».

«Наверное, книжка про Соню получилась хорошая, потому что передалось ощущение любви. А книжки надо писать от любви», - говорит Андрей Алексеевич.

«Кот - это практически человек»

Но, надо сказать, котам и кошкам в книгах Усачёва уделяется еще больше внимания. Юные читатели попросили объяснить, почему.

«Потому что они очень пластичные животные. И внешне пластичные, и внутренне. Собаки более прямолинейные – любят или не любят, кусают или не кусают, у них мотивации меньше, чем у кота. Кот по степени сложности своего мышления и поведения приближается к человеку, он практически человек... Кот может сделать то, чего не может собака – может бегать по крышам, забираться, прыгать с дерева, он охотник и рыбак. С котом, как с материалом, интереснее работать», - ответил Андрей Усачёв.

У самого писателя тоже были в свое время коты – рыжий бандит Фима (которого еще называли Гагариным после полета с пятого этажа) и толстый Глобус. Но опыт содержания котов-хулиганов в городской квартире показал, что такая жизнь – не для кота. «Нормальная кошачья жизнь – когда коту есть, куда пойти по забору», - говорит Андрей Алексеевич.

Кстати, в связи с котами вновь всплыла тема об иллюстрациях и художниках-иллюстраторах.

Однажды написал Андрей Усачёв книгу «Приключения «Котобоя» про котов по имени Афоня и Котаускас. Афоня работал на рыбном складе и был толстым, а Котаускас напоминал высокого тощего прибалтийского баскетболиста. Но это писатель так предполагал. Потому что иллюстратор нарисовал все наоборот.

«Я очень люблю художника Игоря Олейникова, иначе застрелил бы его из рогатки», - шутит Уасчёв. В результате ему пришлось переработать кошачьи характеры.

По просьбе «Ваших новостей» писатель продолжил тему иллюстраций.

«Когда я был молод и не имел авторитета, то издательства что хотели, то и ставили. Поэтому иногда мне везло с художниками, иногда книги получались никакие, иногда - отвратительные. Сейчас я уже имею возможность выбирать художника, поэтому работал с прекрасным Игорем Олейниковым, с Димой Трубиным, Виктором Чижиковым. Но беда в том, что очень часто хорошие художники, по-настоящему высокие, плохо продаются... Я думаю, магазины это подтвердят.

Хороший тираж может два года лежать, а какая-нибудь мазня – раз, и три тиража. Иногда мне говорят: «Мы, конечно, можем выпустить книгу из уважения к тебе, но дальше она встанет... Так что давай вот это сделаем для тебя, а для коммерции выпустим вот это...» И я понимаю, потому что я существую благодаря издателям, а издатели - благодаря мне, все мы - благодаря вам, а вы такие разные, что небольшая часть любит хороших художников, а большая часть нашего грамотного необыкновенно духовного населения любит всякую фигню...»

«Вдохновение – это труд»

На вопрос о вдохновении и о том, как оно приходит, писатель ответил так: ждет человек удара молнии, вдруг все озаряется... но если бы я ждал молнии, то писал бы по одному стихотворению в год.

Древние люди тоже перестали ждать молнии, чтобы добыть огонь – они стали добывать его сами - брали палочку, стирали в кровь ладони, шел дымок... Так вот, вдохновение, по словам Усачёва, это вещь, которую тоже надо добывать трудом. Для этого надо работать, работать и работать...

«Вдохновения ждать бессмысленно. Ждать молнии бессмысленно. Вдохновение - это труд», - говорит писатель.

Он рассказал о том, как на подобной встрече девочка задала вопрос: «В каком месте у вас вдохновение?» Андрей Алексеевич задумался – наверное, в голове, немного в сердце... А потом понял – читательница спрашивала о том, где пишется. «Таким местом для меня всегда была кухня, - признается он. – Это самое вдохновенное место».

Вообще, стихи у него пишутся легко. Иногда по три в день! А вот на страничку прозы уходит порой несколько дней, поэтому прозаических сказок у него не так много.

На вопрос «какое свое произведение вы больше всего любите?» Усачёв отвечает: «Представьте, что у вас 40 детей... (не 250 же!), ну или 10... И кого вы любите сильнее? Мы любим всех детей. Но больше нас заботят самые маленькие. Так и у меня - самые новые книжки, которые только вышли. К остальным привыкаешь, их любишь, но не до такой степени, как новое».

Откуда берутся стихи

По словам Андрея Усачёва, есть писатели-бытописатели, которые внимательно наблюдают за всем происходящим. А у него самого - абстрактное космополитическое мышление, так что почти все произведения рождаются не от наблюдательности, а от выдумки. Но были и исключения. Так, например, появилось стихотворение про веселую мышку, которая жила в рояле. Соседка, игравшая на фортепиано, рассказала Андрею Алексеевичу, что в инструмент забрался мышонок и пищал.

Однако, по словам писателя, в жизненных историях всегда бывает много «лишних усов, как у клубники», и их надо вырезать, чтобы получились хорошие плоды.

«Во сколько лет вы бросили читать?»

В детстве Андрей Усачёв был очень удобным ребенком. Потому что он постоянно читал. «Мне можно было дать книжку, запихнуть в угол и найти на том же самом месте», - признается поэт.

«В детстве я читал днем, вечером, ночью, я читал на уроках, читал в гостях, читал в автобусе, в поликлинике», - вспоминает он.

Однажды на подобной встрече мальчик задал писателю вопрос: «Во сколько лет вы начали читать?» «В шесть», - ответил Усачёв. «А во сколько бросили?» - поинтересовался юный читатель.

«Но в последнее время то ли силы закончились, то ли возраст такой, что я стал значительно меньше читать. Сначала мне было стыдно, неудобно, как это я не читаю, а потом понял, что у многих взрослых так – когда много работы, сильно устаешь, то тебе не хватает сил на чтение. Так что пока вы молодые – начитывайте», - обратился автор к аудитории.

«Детская поэзия – это радость!»

Андрей Усачёв рассказал нам, что сначала писал взрослые серьезные стихи. И страдал, как все поэты, существа глубоко несчастные. Мучил себя и думал, что это – нормальная жизнь. А потом прочитал Даниила Хармса и был поражен – оказывается, можно получать от поэзии удовольствие!

«Я понял, что детская поэзия - это радость, меня это вдохновило, - говорит он. - Детская литература – очень здоровая, поэтому, как говорил Зощенко, я еще относительно здоров и молод. В ней много радости, она не высасывает из меня силы, а дает их. Это понимают все, кто занимается любимым делом».

«Что такое детские стихи? Это стихи, понятные детям. Незамороченные со сложными смыслами, - поясняет Усачёв. - Я по сути ребенок, но не могу выкинуть из себя взрослого и не собираюсь. Потому что как только я начну играть в чужую игру, меня там не будет, и стихотворение станет мертвым. Себя нельзя удалять из стихов. И если в стихах есть вторые и третьи смыслы, над которыми смеются взрослые – это прекрасно... Я не сижу специально и не думаю, как угодить и детям, и взрослым, это из меня как-то высыпается, я так устроен».

На вопрос о любимых современных детских писателях и поэтах Усачёв отвечает, что хороших людей много, и делится наблюдением: если в свое время почти все детские писатели были мужчинами, то в последнее время в детскую литературу пришли талантливые женщины – Галина Дядина, Анастасия Орлова, Юлия Симбирская. А если вспоминать писателей мужчин, то, конечно, это из ныне живущих - Эдуард Успенский, Тим Собакин, Григорий Кружков, Михаил Яснов, Сергей Махотин, Юрий Кушак, Григорий Остер...

Кстати, Эдуард Успенский однажды предложил Андрею Усачёву совместный труд – написать о «жутком фольклоре советских детей» - о тех страшилках, что звучат в пионерских лагерях по ночам. Бросили клич по радио, чтобы слушатели присылали такие истории, и получили четыре мешка писем.

Совместно работает наш гость и с поэтессой Галиной Дядиной. И это очень необычно – кажется, как можно писать стихи вдвоем? Оказывается, можно! Если взять и поделить пополам звездное небо. Один пишет про одно созвездие, второй – про другое... Или про Луну, например. Так вот и получилась «Звездная книга» - «поэтическая астрономия для людей любого возраста». А потом поэты взяли и также поделили музыкальные инструменты и создали «Музыкальное дерево».

«Дед Мороз – не крепостной!»

Есть у Андрея Усачёва книжка про деревню Дедморозовку. Он «изобрел» такую деревню по одной простой причине – возмутился тем, что Деда Мороза «прописали» в Великом Устюге.

«Кто сказал, что родина Деда Мороза – Великий Устюг? Почему Снегурочку поселили в Костромской области? Дед Мороз - не крепостной, его нельзя поселить в какое-то место, он везде! Он свободная личность! Он может приходить в любой дом и жить в любой деревне.

Меня так разозлило это крепостное постсоветское право, что я из чувства протеста изобрел Дедморозовку. И она может быть где угодно, и в Новгородской области тоже».

А еще Дедморозовка напоминает писателю его родную деревню Петуховку в Калужской области, которую «засыпало» Чернобылем... Долетело до нее страшное облако... Впрочем, Дедморозовка – это вообще любая русская деревня.

«Жизнь меняется, а человек - нет»

На вопрос «Сильно ли поменялись дети за эти годы?» писатель твердо отвечает: «Нет!» Потому что дети реагируют на стихи так же, как и 30 лет назад, смеются в тех же местах. «Жизнь меняется, но человеческая сущность – нет».

Говоря о детях, писатель поделился увиденным в Великом Новгороде.

«У кинотеатра «Новгород» сегодня утром подиум был засижен голубями – толстыми, как коты. И среди стада голубей два мальчика. Один – ловкий, умелый, далеко пойдет, в парламенте может быть будет работать. Он кормит голубей зерном, у него на руках по несколько голубей сидит, на голове голубь. Мальчик кайфует. А второй – ловит голубей, хватает за хвосты, не может успокоиться. Первый дает ему пшено, он пытается их приманить, но они на него не садятся – потому что недоверяют... Вот два человека, и уже видны их характеры», - рассказал поэт. Кто знает, может быть из этого эпизода тоже родится стихотворение...

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь