Три вечера с Геннадием Алексеевым. Вечер первый. Театр

27 апреля 2017 год, 17:38
Три вечера с Геннадием Алексеевым. Вечер первый. Театр

Удивить Заслуженного артиста России, актёра Новгородского академического театра драмы имени Достоевского Геннадия Алексеева журналистскими вопросами не так-то просто - расспрашивают его мои коллеги часто. Поэтому я начала не с вопросов, а просьбы: «Научите меня». Точнее – «Научи меня», потому что Геннадий Денисович пообещал меня выставить за дверь, если я буду церемонно обращаться на «Вы».

Дело-то ведь было накануне «Нотословия», где мне предстояло читать стихи перед большой аудиторией, и я понимала, что снова буду сильно волноваться. Поэтому и попросила своего собеседника научить меня бороться с волнением. Он мгновенно отбросил мысли про предстоящее «скучное интервью», загорелся и дал мне великолепные советы. Какие – не скажу (кстати, они в итоге мне очень помогли!), но один секрет всё-таки открою: оказалось, что и самому Геннадию Алексееву знакомо волнение перед выступлением.

- Я до сих пор волнуюсь перед каждым выходом на сцену, - признаётся актёр. – Но волноваться - это хорошо. Другое дело, как ты справляешься с волнением. Перед выходом на сцену у меня всегда легкий холодок, маленькая зеленая лягушка во мне сидит. Раньше я говорил «Ни пуха, ни пера», теперь - «С Богом!». Крещусь, и лягушка уходит. А когда я делаю шаг на сцену и произношу первое слово – в этот момент что-то происходит. Мне всё становится по барабану, я могу со зрителями общаться легко и свободно, и они не собьют меня никогда. Но пока я не вышел на сцену, во мне все равно сидит холодок…

- Гена, ты так здорово учишь. А ты преподавал когда-нибудь?

- Никогда! Для того чтобы чему-то учить, надо самому что-то уметь, а я еще много чего не умею. И мне еще учиться, учиться и учиться.

- Есть преподаватели и актеры, которые не умеют, отдавая себя, подпитываться энергетикой аудитории. В итоге люди выгорают. Как у тебя с обратной связью?

- Когда спектакль нравится, и ты слышишь, как дышит зал, то оттуда действительно идёт энергия. Это не пустые слова! Театр – это эмоция. Если ты выходишь на сцену и не отдаешь себя – то шел бы ты лучше в кино, где 28 дублей сделали, один выбрали, самый шикарный, и вставили. А на сцене - ты живешь!

Я всю жизнь ненавидел слово «играю». Я не играю, я живу на сцене, живу! Кстати, недавно смотрел по «Культуре» одно из последних интервью Раневской, и она вдруг говорит: «Я ненавижу слово «играю», я живу, понимаете?» Я телевизор целовал! Будешь жить на сцене, сгорать там – и ты услышишь зал, и он тебе отдаст свою энергию. И это будет эмоциональный заряд такой силы, что ты можешь на этой волне еще спектакль сыграть!

А вот когда ты тупо кидаешь в зал текст, который заучил, как грампластинка, когда что-то делаешь, играешь, носишься впустую, то зал – не дышит. Он просто смотрит. Вот тогда – мама родная, как я устал…

- Как ты сам определяешь своё актерское амплуа?

- Как бы то ни было, но амплуа у нас действительно есть. Были, есть и будут. Чем больше актер умеет – бегать, танцевать – это ему в плюс. Но у него все равно есть какая-то фишка – его характер, амплуа. Трагик будет трагиком, комик будет комиком, есть характерный герой, есть лирические героини, есть комические старухи, инженю, простаки… Так вот, если ты характерный, то впоследствии сможешь сыграть и комедию, и трагедию, и что угодно. Я комик, но я и характерный, так что я и Достоевского играю с огромным удовольствием. Никогда не думал, что так полюблю играть Достоевского. А язык? Боже мой! Я получал такое удовольствие!

- Расскажи об этом подробнее.

- Однажды мы поехали на очередной фестиваль Достоевского. Повезли «Чужую жену», Тараторкин тогда был председателем жюри. Он сначала не хотел ехать, но после того, как увидел наш спектакль, сказал: «Ну, если все остальные спектакли будут такими» - другое дело. Он мне на дипломе кое-что написал на память, дома хранится.

Однажды со мной был мистический случай. Мы приехали в Руссу, и я по обычаю пошел в музей Достоевского. Меня там знали, я приезжал до этого. Сказал сотрудникам, что я приехал на фестиваль, попросил разрешения походить, напитаться… «Ну, идите, пока никого нет».

Мы поднялись на второй этаж, там его портрет, гостиная, зеркало большое, и на зеркале лежит трость, цилиндр, белые перчатки – его личные! Их сам Фёдор Михайлович носил! Поскольку я был один, попросил – можно прикоснуться? Белые перчатки кожаные, они уже тонкие-тонкие… А можно примерю цилиндр? Пожалуйста… И вот я в его перчатках и цилиндре захожу в следующую комнату, где стоит стол Достоевского, сажусь за его стол… Ой, ой!

Мы так сыграли спектакль, что порвали всех! Режиссёр Алексей Говорухо, который видел меня прежде только в комедии, сказал: «Я поражен! Как ты это сделал?!»

Мне постоянно говорят, что я талантливый. Ребята, я не понимаю, что такое. «Бог поцеловал тебя в темечко»… Конечно, темечко… Но никто же никогда не видел, сколько я работаю! Получаю роль - и начинаю работать. После премьеры – дорабатываю, шлифую.

- В музее Пушкина на Мойке – на стене его рукописи. Все перечеркнуто миллион раз. Нам кажется, как легко он писал, что стихи лились рекой. А он думал над каждым словом, до бесконечности совершенствовал стихи.

- Вот в театре – также. Репетиционный процесс не позволяет по году репетировать. Выдал я болванку, которую можно смотреть, и начинаю шлифовать – шлифовка происходит уже на зрителе, со временем. Вот почему я уже давным-давно перестал приглашать друзей на премьеры. Говорю им – ну что вы на премьеру-то рветесь, это самый плохой спектакль! На премьере для меня только начинается работа. Шлифовка идет еще спектаклей 10-15… Шлифую, шлифую, шлифую.

- Ты ориентируешься на реакцию зрителей или на свои собственные ощущения?

- Нет, не так… Вот мы с тобой разговариваем не на пустом месте – ты хочешь взять интервью, я – тебе что-то рассказать. Возникает какой-то контакт. Желание что-то рассказать рождается сейчас, минутно, оно не записано заранее. Нужна абсолютная жизнь на сцене, а не рассказ текста.

Меня часто спрашивают – ты доволен своими ролями? Нет! Всем нравится, все в восторге, ни одного провала не было, но я никогда не был доволен. Да, бывает чувство удовлетворения, но всегда надо ещё что-то сделать, поэтому я дорабатываю, дорабатываю…

- Это перфекционизм называется. Когда хочется совершенствовать материал бесконечно.

- Но тут, конечно, и эффект Врубеля может сработать. Когда он написал «Демона», картину купил Третьяков. А Врубель по ночам приходил, что-то делал, дописывал… Наконец, Третьяков сказал: «Да что ж это такое!» и запретил Врубеля вообще пускать в музей. Да, творцу важно остановиться вовремя. Но у меня профессия такая, что можно совершенствовать и совершенствовать. У меня жена постоянно ходила на все спектакли, и она говорит: «Я знаю твои спектакли наизусть. Но ты каждый раз играешь так, как будто я до этого не видела. Сегодня ты другой вообще. Постоянно другой!»

Продолжение - завтра вечером. 

Фотограф: Сергей Гриднев, frank home studio

Благодарим Новгородскую областную научную библиотеку за содействие в фотосъемке. 

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь