«Русские крепости от Рюрика до Петра Великого»: живопись в идеологическом ключе

16 июня 2017 год, 20:00
«Русские крепости от Рюрика до Петра Великого»: живопись в идеологическом ключе

Сегодня в здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника открылась экспозиция «Русские крепости от Рюрика до Петра Великого». Выставка является частью образовательного проекта петербургских художников Сергея и Светланы Кобзевых «Россия — наш дом, наша крепость».

Исходя из просветительской цели проекта, говорить о его художественной составляющей — бессмысленно: ее попросту нет. Но, думается, художники в данном случае и не ставили перед собой такой задачи. Их усилия были сосредоточены прежде всего на стороне этики. Поговорим об этом более подробно.

Основной посыл выставки прозрачен: крепость — это символ непобедимости, твердости и народного единства. Вот как говорят сами художники: «Выставка охватывает исторический период от Рюрика до Петра, отражая строительство русских крепостей, время их расцвета. Нами запечатлен момент мирной жизни, когда великий царь Петр I очистил все русские крепости от иноземных захватчиков и мир воцарился на древней земле: светлые покровители крепостей показались на небосводе, и ангелы воспели победу народу России».

Замысел Кобзевых амбициозен. Они пытаются соединить земное и небесное, по сути, выстраивают картину целостного мироустройства, в основе которого лежит идея народного единства. И крепость является ее визуальным выражением.

Эта идея сейчас, что называется, в тренде. В особенности, после того, как президент РФ обозначил ее как национальную: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. (…) Поэтому это и есть национальная идея». Этим дав «зеленый свет» проектам подобной направленности. Сказать однозначно, что это плохо — нельзя: разобщенный народ — это не более чем хаотическая масса, неспособная ни на что. Говорить о сильном государстве в этом случае не приходится. Да, без сомнения, стране нужна мощная, сплачивающая национальная идея. С этим никто не спорит. Дело в другом.

Не будем забывать, что Кобзевы позиционируют себя как художники. А сфера деятельности художников — искусство. Но эстетическое начало в их работах подменено этическим, что рождает эффект отторжения — единственную нормальную реакцию при столкновении с пропагандой. Которой, к слову, в последнее время и так хватает.

Теперь вернемся к самому началу нашего рассуждения, где мы решили поговорить об идеологической составляющей проекта. Что ж: мы это сделали, совесть наша чиста. Посему самое время задаться вопросом, после которого нас закидают тухлыми яйцами: чего стоит выставка живописных работ, если ее можно рассматривать исключительно в идеологическом ключе?  

Источник: Новгородская интернет-газета Ваши новости

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
242526272829

Новости по годам

2020

январь, февраль,

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь