Свободная ниша или мертвая зона? (Ликбез по арт-бизнесу и Великий Новгород)

20 июня 2017 год, 08:25
Свободная ниша или мертвая зона? (Ликбез по арт-бизнесу и Великий Новгород)

Начнем с цифр. Абстрактное полотно Марка Ротко «№ 6» в 2014 году ушло с торгов за 186 миллионов долларов. Картина Джексона Поллока «Номер 5» была продана в 2006 году на аукционе «Сотбис» за 140 миллионов долларов.

«Лежащая обнаженная» Модильяни на аукционе «Кристис» ушла в 2015 году за 170 миллионов долларов. Неплохо, не правда ли? В особенности, учитывая то обстоятельство, что весьма немаленький процент отходит аукциону. Или галерее. Или арт-менеджеру. Или арт-дилеру. Деньги, в общем, крутятся очень большие. Но что нам «Сотбис» и «Кристис»! Как с арт-бизнесом обстоят дела у нас в Великом Новгороде? Но прежде, чем мы подойдем к этому вопросу, чтобы не было никаких «темных мест» или голословных высказываний, разберемся с другим вопросом: а что же такое арт-бизнес?

Под «арт-бизнесом» канонически принято понимать вид экономической деятельности по оценке и купле-продаже произведений искусства. Разумеется, эта самая оценка и купля-продажа осуществляются не с бухты-барахты, но по определенным законам. Арт-бизнес существует уже не первый десяток лет, и за это время сформировалась устойчивая система торговли произведениями искусства — арт-рынок. И для современного искусства эта институция имеет колоссальное значение. Так на Западе произведение искусства, оказавшееся вне арт-рынка, рискует вообще оказаться «за боротом» парохода искусства. Как бы это ни было печальным, арт-рынок — это, по сути, та институция, которая определяет: является ли это произведение искусством или нет. То есть, говоря другими словами, желание потребителя приобрести то, что ему предлагает арт-рынок, и та цена, которую он готов заплатить за, допустим, картину — критерий, определяющий значимость этой картины как товара. В общем, если рассматривать этот процесс с точки зрения экономики, то арт-рынок, по существу, ничем не отличается от рынка, скажем, продуктов питания, а сама картина — от любого другого товара. Разумеется, с учетом своей специфики. И на этом — для полной ясности — стоит остановиться чуть более подробно.

Арт-рынок — если разобрать его как конструктор — состоит из нескольких частей. Во-первых, это художник, производитель предмета искусства. Во-вторых, это непосредственно потребитель. Это два самых важных звена, но, чтобы можно было говорить об арт-рынке, только этих звеньев недостаточно. Поэтому: в-третьих, это галереи, салоны, где художник, с одной стороны, мог бы выставляться, а с другой — потребитель мог бы приобретать. Роль таких институций, как галерея и художественный салон, сложно переоценить, поскольку для покупателя они являются гарантом того, что он покупает качественную вещь. Ведь если покупатель не является коллекционером и так далее, то есть если он сам не разбирается в искусстве на приличном уровне, он просто не поверит в ценность некоего произведения до тех пор, пока ему не будет представлено авторитетное объяснение, что перед ним не какая-нибудь «мазня», а действительно шедевр, — и если да, то как, отчего и почему. И самое главное — сколько он стоит. Но не потому, что такую цену навесил сам художник, а потому, что стоимость обусловлена теми или иными объективными факторами — художественным уровнем исполнения, известностью автора и т. п. Отсюда вытекает еще одна составная часть, которую условно обозначим как «художественный журнал», институт критиков, то есть людей, профессионально занимающихся искусством, определяющих значимость того или иного произведения вне его стоимости, с точки зрения художественных критериев. Зачем это надо? Дело в том, что при перепроизводстве предметов искусства покупатель нуждается в какой-то константе, в каких-то точках зрения, на которые он может положиться. И последняя составляющая — аукцион, поскольку настоящая цена возникает только в процессе торгов, на аукционе. До этого цена, которая стоит на картине или скульптуре, всегда спорная.

Все вышесказанное может показаться чистой теорией, не имеющей никакой связи с реальной жизнью, в данном случае, с бизнесом. Поскольку не до конца ясен один момент, а именно: зачем кому-то, кроме богатых коллекционеров, гораздых на всякие причуды, покупать предметы искусства?

И снова обратимся к цифрам. Картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины» (версия О) была продана в 2015 году на аукционе «Кристис» за 179 миллионов долларов. И самое интересное: восемнадцатью годами ранее на том же аукционе она была продана за 32 миллиона долларов. То есть через неполных двадцать лет картина выросла в цене на 155 миллионов долларов. И здесь мы подошли к главному. Покупка того же холодильника, насколько бы он ни был нужен — это всегда трата денег. Приобретение же произведений искусства — это, как правило, вложение средств. Все просто: истинные произведения искусства со временем только растут в цене. Это — стержень, внутренняя суть арт-бизнеса, вокруг которой уже и выстраивается сетка дальнейших отношений, включая даже самого художника, если его рассматривать как часть данной системы.

Теперь — к Новгороду. И пройдемся по составным частям арт-рынка. Есть ли у нас художники? Да, есть. Сильные, оригинальные. Есть ли у нас потребитель? А вот с этим уже начинаются сложности. С одной стороны, потребитель есть, но покупки чаще всего носят ситуационный характер: подарок на день рождения или что-нибудь в таком роде. Хотя состоятельных людей, способных приобрести достаточно дорогие картины, в Новгороде немало. Но нет той культуры, когда картина или скульптура является показателем статуса. Поскольку о художниках никто ничего не знает, эта тема практически не освещается. Соответственно, галерей — нет, так как это неприбыльно. Про аукционы — лучше вообще молчать: их нет и в помине. А что же есть? А есть несколько магазинов-салонов, ориентированных как раз на такие ситуационные покупки, где товар определяется через понятие «сувенирность», не имеющее к искусству никакого отношения. Оно и понятно: потребитель при покупке будет ориентироваться сугубо на свой вкус, а вкус его хорошо известен. Картина должна быть «миленькой». Чтоб лес был изображен, море или Кремль. И выходит, что уже потребитель диктует условия, которые идут в полном противоречии с законами арт-рынка.

Вот мы и подошли к ответу на вопрос, поставленный в самом начале статьи: арт-бизнеса в Новгороде нет. И по всем признакам быть не может. Однако есть одно «но»: любая теория, сколь хорошо не смотрелась бы она на бумаге, — это только теория. Реальность — всегда немного другое, потому что хранит в себе скрытые возможности, неучтенные мелочи, да и время не стоит на месте, И сегодня ситуация может повернуться так, как вчера можно было только мечтать. К тому же, при всех сложностях этого дела есть один неоспоримый плюс: практически полное отсутствие конкуренции. Поэтому отрицательный ответ порождает новый вопрос. Арт-бизнес в Новгороде — что это: свободная ниша или мертвая зона?

Фото из открытых источников.

Источник: Новгородская интернет-газета Ваши новости

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Новости по годам

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь,

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь