Научный метод Мединского, или Как идеи и мифы становятся историческими фактами

6 июля 2017 год, 12:36
Научный метод Мединского, или Как идеи и мифы становятся историческими фактами

Представляет ли научную ценность докторская диссертация нынешнего министра культуры Владимира Мединского «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV-XVII веков» или является очередной попыткой фальсификации русской истории в национально-мифологическом ключе?

На этот вопрос мы и получим официальный ответ 7 июля, когда состоится заседание Диссовета по истории Белгородского государственного национального исследовательского университета, на котором эта проблема и будет рассмотрена. А пока обратимся к истории полемики, возникшей вокруг научного труда молодого ученого.

Суть обвинений, возникших у научной братии к «Проблемам объективности», сводится к следующему: «…Особое внимание привлекает главный методический принцип, лежащий в основе этой работы: критерием истинности и достоверности исторического труда автор объявляет соответствие «интересам России». А именно: «Презрение к историческим фактам и готовность заменить их мифами, если они отвечают его собственному представлению о национальных интересах…» Отсюда вывод: «Очевидно, что работы, основанные на таких принципах, стоят за пределами науки…» Поскольку: «Целью науки является поиск истины, и попытки заменить ее мифами, из каких бы соображений это ни делалось, подрывают основы научного взгляда на мир». (газета «Коммерсант» от 28.10.2016) Согласитесь, звучит убедительно.

Теперь обратимся к контраргументам господина Мединского, изложенным им в статье, опубликованной в «Российской газете». Во-первых, по мысли министра культуры, «идеи и мифы — тоже факты. Идеи и мифы, овладевшие массами, исторически весомее любых колизеев и виадуков». Во-вторых, «нет никаких «единственно верных» и «истинно научных» исторических концепций». В-третьих, «все исторические факты существуют для нас как уже преломленные через сознание и социальные интересы своего класса, нации, времени, религии, мировоззрения, идеологии». В-четвертых, «нет в истории никакого «беспристрастного подхода». Он всегда пристрастен и персонифицирован».

Среди этих четырех контраргументов главным, без сомнения, является первый, для которого Мединский приводит такой пример. «Что более повлияло на ход Великой Отечественной? — задается вопросом молодой ученый. — Сам бой 4-й роты политрука Клочкова под Волоколамском, уничтоженные 28 (или 128?) бойцами 17 (или 10?) — да какая, к черту, разница! — фашистских танков? Или тот самый миф-образ, созданный журналистами «Красной звезды»? Образ 28 панфиловцев, выкованный в сознании миллионов? Эта легенда стала материальной силой — страшнее и прекраснее любого факта любого реального боя. Ибо в ней воплотилась вся боль и вся мечта советского человека — защитника своей семьи и своей земли».

И вот здесь мы наблюдаем, что у министра культуры проблемы с логическим мышлением, поскольку он пытается сделать коктейль из ингредиентов, относящихся, скажем так, к разным сферам: если вы разбавите бензин яблочным соком — от этого он не станет пригодным для питья. И в результате, ежели вы все-таки осилите стаканчик-другой этой смеси — отравление вам обеспечено. Но господин Мединский, кажется, этого не понимает. Поскольку это «в национальных интересах»: посмотрите, какие мы, русские, бензин как воду хлещем!

Эта метафора, думается, нуждается в некотором пояснении. Для повышения мотивации, поднятия боевого духа легенда о «28 панфиловцах» куда весомее просто победы, ибо переводит невозможное в план возможного. Дает положительный пример, протаптывает дорожку, как Данко. Пробуждает в тебе героя, ведь если они, 28 панфиловцев смогли, то и я смогу. Да, никто не спорит: с точки зрения психологии это работает. Но к объективным событиям эта легенда не имеет никакого отношения. Более того: она искажает реальное положение дел. И что же предлагает господин Мединский? Нашпиговать учебники подобными легендами, будто это исторические факты.

Да, если смотреть со стороны национального интереса, такой подход, без сомнения, оправдан: история России будет выглядеть нескончаемой чередой подвигов и геройских свершений. Как «Метаморфозы» Овидия. Но к тому, что действительно происходило, пусть мы об этом и знаем в искаженном, то есть преломленным через сознание очевидцев виде, это будет относится как родительский ответ ребенку на вопрос «откуда берутся дети?» к тому, как все происходит в действительности. Вот и министр культуры пытается нас убедить в том, что детей приносит аист, они появляются из капусты или — на худой конец — их покупают в супермаркете.

Что тут скажешь? Без сомнения, господин Мединский как историк и, пожалуй, новатор имеет право на свою точку зрения. Возможно, в определенных кругах его подход даже будет пользоваться популярностью. Ведь сейчас альтернативных версий истории — хоть отбавляй. Почему бы не создать еще одну? Тем более что, учитывая служебное положение господина Мединского и патриотическую политику государства, утвердить эту альтернативную историю в качестве официальной — больших трудностей не предвидится. Но у кого повернется язык в этом случае говорить о науке? Разве что у министра культуры. 

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь