Этнографическая программа «Егорий Вешний. Первый выгон скота» в Витославлицах

5 мая 2012 год, 12:03 - Культура
Этнографическая программа  «Егорий Вешний. Первый выгон скота»  в Витославлицах

6 мая 2011 года с 13.00 до 15.00 Новгородский музей-заповедник приглашает в Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» на этнографическую программу «Егорий Вешний. Первый выгон скота». Программа мероприятия включает: обряды первого выгона скота; ритуальное «закармливание» лошадей, коз и гусей; игры с пастухом и подпасками; весенние хороводы и деревенские игры; фольклорно-этнографические представления народных коллективов; мастер-класс по лепке обрядового печенья из соленого теста; «Егорьевскую трапезу» - угощение пирогами, пивом и квасом.

Егорьев день (Егорий, Юрьев день) - народное название двух церковных православных праздников, дней памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В народе говорили: "На Руси два Егория: один холодный, другой голодный". Первый - Егорий Вешний ("Летний", "Теплый", "Голодный") - отмечали 23 апреля/6 мая.

В представлениях простого народа святой Егорий часто выступал как зачинатель весны, способствовавший весеннему очищению и обновлению природы. Егорий считался покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. В распространенных легендах св. Георгий охраняет домашний скот, помогает пастухам или наказывает их за провинности и нерадивость, он же повелевает волками, распределяет им корм, указывает, какое животное они могут съесть: «У волка в зубах – Егорий дал».

Весенний Егорий был днем выгона скота в поле. В народном сознании прочно укрепилось, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория. Крестьянское поверье гласило, что в этот день Георгий сам пасет скот.  Обрядность первого выгона состояла из нескольких этапов: обход скота хозяевами во дворе, ритуальное кормление скота, выгон скотины в стадо, обход стада пастухом, одаривание пастуха и трапеза пастухов и хозяев на выгоне. Основной целью ритуальных действий первого выгона было обеспечение сохранности скота в течение пастбищного сезона и получение от него прибыли и здорового приплода. Выгон скота совершался торжественно, как это и соответствовало значению данного события в хозяйстве. Обряд начинался обходом на дворе и разделялся на две части: в решето ставили икону св. Георгия, свечу в подсвечнике, окрашенные в луковой шелухе яйца, пирог и, приложив к груди решето, обходили скотину во дворе вокруг три раза. Обряд обхода во дворе совершался молча или с произнесением каких-либо слов или заговоров. В них содержалась просьба, адресованная  Егорию Храброму, сохранить скотину.

Повсеместно существовал обычай ритуального кормления скота перед выгоном особым хлебом, испеченным в Чистый четверг. Хлеб обеспечивал приплод, силу и здоровье. Хлеб, скармливавшийся скоту, имел разную форму и название. В него могли запечь и клочки шерсти  животного. Так, на севере Новгородской губернии  скоту в Егорьев день скармливали "колобок", который хранили с Чистого четверга или с Масленицы. Вместо печеного хлеба животных иногда кормили зерном, веря, что в этом случае скотина будет держаться вместе. Наиболее часто с этой целью использовались зерна ржаного или овсяного снопа, сжатого последним.  Большое внимание в Егорьевской обрядности уделялось яйцу. Считалось, что оно обеспечивает плодородие скота. Выгоняли скот в поле освященной веткой вербы.  Смысл заключался в передаче здоровья от сильного расцветающего дерева скоту. С охранительной целью у ворот зажигали можжевельник – верес.

В первый день выгона скота пастухи играли особую роль. Они магически воздействовали на стадо, преследуя цель его сохранения. Поэтому практически повсеместно совершались круговые «обходы» стада пастухом в поле. Выгнав стадо за деревню, пастух обходил его трижды, имея при себе заткнутый за пояс топор, замок, яйцо и записанный на бумаге заговор – «обход». По мнению крестьян «обходы» обладали колдовской силой: одни сохраняли скот от нападения зверей, другие предметы с наговором обхода  опускали в воду, чтобы увеличить молочность коров (например, ветки вербы). Обход скота дополнялся и другими действиями и предметами, которым приписывались магические свойства. Так, например, замок - неизменный атрибут пастуха -  по крестьянским представлениям запирал пасть волку. Так же при обходе пастух подпоясывался поясом, который играл роль оберега. Существовало поверье, что скотина будет держаться к дому так же близко, как пояс к телу. После окончания обхода в некоторых районах, в частности, в Крестецком и Боровичском было принято стрелять из ружей, только в первом случае стреляли охотники, а во втором сам пастух. После почти двухсот дней стойлового содержания выгон скота в поле был событием торжественным и ответственным.

Пастухов за обход надо было обязательно отблагодарить, почествовать. Это являлось обязанностью хозяек, которые, празднично одетые, с узелками с провизией в руках, отправлялись за скотом в поле. Пастуха одаривали яйцами, пирогами, мясом, сладостями, выпивкой и деньгами. Пастух часто выставлял на выгоне две корзины, куда полагалось складывать приношения. Принесенной с собой снедью и выпивкой женщины также угощали друг друга после обхода ("поминали"). Пока пастух обходил стадо, они стояли на краю поля и «пели Христа» (Пение Христа), а как только обход был завершен, усаживались вместе с пастухом за трапезу. С одной стороны, хозяева хотели подарками расположить пастуха к себе и к своей скотине, а с другой - дары имели магическое значение. В Демянском уезде Новгородской губернии пастух, сложив угощения и деньги на большое блюдо, обращался к Егорию, символически отдавая (жертвуя) ему приношения. Возвращаясь с поля домой, хозяева обязательно приплясывали, "топтали росу", "юровали", объясняя это: "прыгаем, скачем на поле, чтоб коровы с быками так плясали" или "чтоб хорошая трава скорее выросла".

С Егорьева дня начинались весенние хороводы и молодежные гуляния. В новгородских деревнях Егорьев день часто отмечался как большой праздник, обязательным моментом которого было хождение в гости, называвшееся здесь "гостить о празднике". Накануне крестьяне варили пиво, с которым в день праздника шли в гости к родственникам. Празднование начиналось с того, что хозяин - "большак" рано утром отправлялся в церковь с суслом, которое в этом случае называли "кануном", его на время обедни ставили перед иконой святого Егория, а после жертвовали причту. Там, где Егорьев день был храмовым праздником, его отмечали несколько дней. В первый день хозяева угощались у священника, а во второй - ходили в гости к соседям и родственникам. В некоторых местностях так праздновали целую неделю.

Источник: Администрация Великого Новгорода


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь