Мастера новгородские: Наталья Алёшина - ода Марфе-посаднице

1 сентября 2017 год, 16:00
Мастера новгородские: Наталья Алёшина - ода Марфе-посаднице

Вот и закончилось лето, подарив, как всегда, множество ярких впечатлений. Одним из них стал прошедший на Ярославовом Дворище в последние выходные августа фестиваль русского костюма «Сарафан».

Свои коллекции современной одежды с этническими мотивами, а также реконструированного костюма представили 13 дизайнеров из Великого Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга и Москвы. И с особой теплотой зрителями были встречены работы нашей землячки, потомственного новгородского мастера-ремесленника, члена союза дизайнеров России Натальи Алёшиной.

Живой отклик у пришедших на фестиваль костюмы Натальи Алёшиной получили не случайно, ведь её коллекция посвящена знаковой для новгородцев личности – Марфе-посаднице. О том, как родилась идея коллекции, какие тайны кроя хранят некоторые элементы одежды наших предшественниц, о неистребимом новгородском духе и о многом другом Наталья Генриховна Алёшина рассказала нам в своей мастерской «Синь-колодец».

- Прежде всего, я, как и мои коллеги из клуба исторической реконструкции «Рать», являюсь участником театра живой истории. Это интерактивная площадка у Ганзейского фонтана на Ярославовом Дворище. Конечно, надо соответствовать. Просто стоять в костюмах «а ля рус» не годится, ведь мы относимся к своему делу с ответственностью, с любовью.

По словам Натальи, ей всегда хотелось сделать линейку новгородского женского костюма разных эпох, для него родилось название «Краса и сила земли Новгородской». Начало всему положили накладные детали: серьги, накладные воротники, многослойные ожерелья, зарукавья*, шитые жемчугами. Именно эти составляющие костюма прежде всего «заводят» мастера:

– В детстве вместо сказок на ночь я листала книгу «Золото скифов», - объясняет Наталья своё пристрастие к украшениям. - Мастерская отца была в моей девичьей комнате (отец Натальи Генрих Алёшин был новгородским художником по металлу – прим. автора), и книги эти были в прямом свободном доступе. Оттуда остались восхищенные воспоминания о многослойных ожерельях – сложных, составных. Все это отложилось в моём детском воображении и навсегда меня пленило.

И вот уже многие годы основная прикладная специализация Натальи Генриховны – украшения в древнерусском стиле, которые она делает из камней, керамики, кожи, металла, текстиля.

- Ну а как подать это всё, ежели нет самой основы? – улыбается Наталья. – Вот и  выстроили линейку костюма от IX до XX века, как могли, насколько хватило знаний, средств, сил, материалов. Венчает это всё юмористическое платье «а ля рус» с лоскутным подолом из мужских галстуков. Я всем в шутку говорю, что это галстуки моих поклонников, умерших от любви.

Платье из галстуков – не единственный опыт Натальи в современной интерпретации традиционного костюма. Самый первый костюм, созданный ею еще в 1996 году, был сшит по сантиметру из полосок ткани – лиловых ситцев всевозможных оттенков и назывался «Лиловый вечер». Это был народный авторски переработанный костюм: юбка, шугай** с расширяющимися рукавами, с широкой кокеткой, с нагрудным украшением и тряпичные серьги. Костюм долго выставлялся в Доме народного творчества, а в итоге уехал к новому владельцу аж в Новую Зеландию.

Лоскутное шитье – лишь малая толика  в многообразии техник, которые использует Наталья Алешина в создании традиционного костюма. К сожалению, не всё можно повторить в аутентичном виде – некоторых материалов просто не достать. Например, неотъемлемой частью кики*** новгородской является обнизь (ажурная рюша по низу убора, обрамляющая лицо). В старину обнизь делалась из очень мелкого сеченого перламутра – такого сейчас не найти, поэтому Наталье пришлось делать близкую по смыслу имитацию бисером. Однако объем проделанной работы впечатляет, ведь в развернутом виде обнизь, набранная вручную бисером на жемчужной леске и собранная воланом, достигает полутора метров!

В целом головной убор состоял из огромного числа деталей, а полностью праздничное «обмундирование» у богатой женщины весило до 25 кг. Не зря существовала такая фраза «жемчуга огрузили шею», ведь если посмотреть на портреты русских красавиц, там жемчуга на груди в 10 рядов, и  этот многослойный убор составлял 3-5 кг.

- Я как мастер по камню прекрасно знаю, какой это вес, - говорит Наталья. - И глядя на этот портрет, думаю, как же она сохраняет такую легкость походки, как пава, нося на шее такую тяжесть?

Вот так непросто приходилось нашим предшественницам. Хотя желание хорошо выглядеть и нравиться мужчинам, конечно, пересиливало все неудобства – что и говорить, женщина – есть женщина. Носим же мы теперь высоченные шпильки из тех же побуждений. Хотя нам проще – в нашем арсенале декольте и мини, а вот новгородкам первых девяти веков второго тысячелетия это было, конечно, не доступно. Однако, женщины, по словам Натальи Алёшиной, все равно ухищрялись, использовали шумящие элементы – такие как бубенцы на бёдрах, издававшие при движении легкие перезвоны, которые не могли быть не замечены мужчинами.

Уже в XVIII веке помогал женщинам выглядеть привлекательнее крой одежды. Например, изюминка кофты обычной новгородской горожанки того времени – десять выточек.

- Даже если нет талии, нет фигуры, в этой кофте она появляется, - замечает Наталья Алёшина. - Кофта сделана на раструб, баска расширяется к низу, и получается форма венецианской вазы. Рукав тоже пошит так, что увеличивает плечевой пояс, с огромным количеством складок, он скрывает объем руки. Таким образом за счет кроя грамотно выстраивается фигура.

Повседневный костюм новгородки XVIII века наряду с другими моделями был выставлен Натальей на фестивале «Сарафан».

 Но основой коллекции, конечно, стал образ Марфы Борецкой:

- Во мне образ этой женщины вызвал очень мощный энергетический отзыв, - рассказывает мастер. - Она – настоящая носительница самостийного новгородского духа, вечного, неизбывного, именно того духа, за который ученые горожан-новгородцев средневековья вычленили из просто жителей города в отдельную нацию.

Началось всё, как обычно, с украшений. К Наталье обратились с просьбой сделать серьги для костюма Марфы-посадницы и её челяди. Для наибольшей аутентичности мастер намерено погружалась в атмосферу новгородского XV века, перерыла весь интернет, выискала все портреты Марфы Борецкой:

- Меня интересовало всё: какого она была возраста, какой комплекции, что носила, как у неё сложилась жизнь.

Для женских серёг тогда использовались цветные жемчуга, серебро, эмали, Из доступных материалов Наталья создала коллекцию серёг «Марфа-посадница». Дальше сделала меховую шапку с шелковым верхним покрытием, шитую половинчатым жемчугом, с элементами позолотного шитья. А далее уже сам костюм, одним из элементов которого является накладной воротник, выполненный в технике шитья по бели. Сначала была выкроена основа, потом выплетены (скручены) жгуты из льняных белых нитей, затем эти жгуты выстроены и прошиты по воротнику, и только потом уже сделана вышивка  стеклами, жемчугами, гранатами, перламутром. Ну и в завершении пришиты подкладка снизу и завязки.

В этом костюме Наталья не позволила себе никакой «отсебятины», использовав только те камни, которыми работали в XV веке.

- Возможно, в костюме есть ошибки, но я вложила в него душу. У нас нет памятника Марфе-посаднице, а ведь она в жертву принесла не только свою жизнь, но и жизнь всего своего рода положила на плаху в борьбе за новгородскую самостийность. И мне захотелось своей работой оду спеть этой женщине в знак того, что не пропала её жертва, что дух новгородский жив. Да он скукожился, он разбавлен, но он существует и никогда не умрёт на новгородской земле!

Наверное, неслучайно, и дождь к выходу на подиум моделей в костюмах Алёшиной закончился, и на фото с фестиваля девушек в древнерусских нарядах окружают «световые шары». По мнению мастера, Марфа-посадница в тот момент была рядом с ней.

Такую вот мощную историческую память хранит Ярославово Дворище.

И поближе познакомиться с творчеством Натальи Алёшиной можно именно там – в домике около Ганзейского фонтана. Ведь воссоздание традиционного костюма – это лишь небольшая часть того, что делает Наталья Генриховна. Об её основном ремесле – женских украшениях – которого мы сегодня лишь чуть-чуть коснулись, мы обязательно поговорим в следующий раз.

* Зарукавья – это вышитые нарукавники, которые пристегивались на рукава в районе запястий вместо браслетов-наручей.

**Шугай – короткополая кофта с рукавами, с отложным круглым воротником и с застежками, с перехватом и с ленточной оторочкой кругом.

***Кика — древнерусский женский головной убор.

Фото 2, 3, 5, 6, 9,10,11 - Дарья Белоусова

Фото с фестиваля "Сарафан" предоставлены Натальей Алёшиной 

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь