Режиссер Патриция Барбуиани: Слово «да» – ключевое в театре

28 июня 2012 год, 16:11 - Общество
Режиссер Патриция Барбуиани: Слово «да» – ключевое в театре

11 июня на сцене театра «Малый» с успехом прошла премьера пьесы швейцарского режиссера Патриции Барбуиани, зрители долго не отпускали со сцены артистов и постановщицу. Она – универсальный талант. Репетировать свою новую пьесу в Великий Новгород Патриция приехала прямиком из Македонии, где на книжной ярмарке презентовала публике свой роман. К тому же она еще и актриса, а в прошлом телеведущая и альпинистка. В швейцарском городе Лугано у нее собственная театральная кампания. И теперь Барбуиани захотела опробовать свой режиссерский метод на русской сцене. Тема: три сестры. Но это не инсценировка чеховской драмы. Для новгородцев Патриция написала оригинальную пьесу. Интернет-газете «Ваши новости» она рассказала о том, как возникла идея этой работы, а также об особенностях репетиционного процесса.

– Госпожа Барбуиани, как Вам пришла идея написать пьесу о трех сестрах?

– Эта тема идет из моего сердца, я ведь сама средняя из трех сестер. Я задалась целью исследовать, как тема трех сестер развивалась в мировой литературе: со времен античности до XX века. Мне уже давно хотелось поставить «Три сестры» Чехова, но для своей пьесы я не ограничилась этими героинями. К этой троице присоединились Мойры – богини судьбы из греческой мифологии, три сестры из сказки «Золушка», а также я взяла часть шекспировского «Короля Лира», – то место, где король говорит с тремя сестрами. И дополнили этот коллаж реальные персонажи – сестры Бронте, британские писательницы XIX века.

Моя пьеса – это своеобразный коктейль, где три сестры представлены в разных ипостасях. Отправной точкой для меня послужила фраза из чеховской «Чайки»: «Надо писать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах». Я хотела написать не реалистичную историю, а представить трех сестер как три разных ипостаси или даже три пространства, я бы сказала.

– Как Вы считаете, сегодня Чехов актуален?

– В его «Трех сестрах» речь идет о человеческой изоляции, и это я считаю невероятно актуальным сегодня. У Чехова каждая сестра живет в своем собственном мире, несмотря на то, что они все вместе пытаются выжить. Но это выживание выглядит так, как будто каждая живет для себя. Это относится и к героиням сказки «Золушка», одна из которых не родная сестра. А сестры Бронте, наоборот, были очень близки и всегда помогали друг другу.

– Есть что-то, что объединяет все эти истории, проходит «сквозной нитью»?

– Это те вещи, которые всегда случаются между сестрами. Старшая остается для родителей единственной, пока на свет не появляется вторая. У нее же, в свою очередь, нет возможности быть единственной. А младшая становится таковой, когда старшие уходят из родительского дома. Я, как средняя сестра, никогда не имела собственной одежды, всегда донашивала вещи старшей сестры. И если она получала на День рождения желанный велосипед, то потом мне приходилось кататься на ее старом. Конечно, я завидовала, ведь мне тоже хотелось иметь что-то новое. А для бабушки и дедушки старшая сестра всегда была на первом месте.

Самую маленькую сестру, которая на семь лет младше, подростком мне приходилось повсюду водить с собой, чего я, разумеется, не хотела. Но были и позитивные вещи, как, например, сестринская солидарность. Мир женщин очень интересует меня, я считаю его весьма конструктивным, потому женщина по натуре восприимчива. И реализовать совместные планы, по моим наблюдениям, нам, женщинам, подчас легче, чем представителям сильного пола. Между мужчинами же часто возникает соперничество. Например, здесь, в театре «Малый», которым руководит женщина, царит исключительно доброжелательная атмосфера.

– Русская театральная школа существенно отличается от манеры, в которой работаете Вы. Возникали какие-то сложности в работе с актерами?

– Да, действительно, русская школа другая, и это чувствуется. Актрисы привыкли преимущественно выражать себя посредством слов, а не с помощью мимики и жестов. Я много работала над тем, чтобы каждое их движение было осознанным и точным. Все три актрисы очень разные, и возраст здесь тоже имеет значение.

Самая юная из них лучше чувствует движение и может больше сделать в этом отношении. А самой опытной актрисе я сразу сказала, чтобы она делала только те движения, которые ей комфортны. Я старалась привить им свою манеру: постигать, осознавать текст через хореографию. При этом особое внимание уделяла импровизации.

– Что самое важное в импровизации?

– Импульс. Плюс работа с собственной фантазией. Вот, например, я сейчас произношу слово «яблоко» и прошу Вас представить этот предмет. Какого цвета Ваше яблоко?

– Светло-зеленое.

– А мое красное. Но яблоко - это яблоко. И начиная вместе работать с этим импульсом, мы должны прийти к чему-то общему. Если Ваш партнер что-то предлагает, Вы не можете сказать: «Нет. Мое яблоко не красное. Оно зеленое». Слово «да» – ключевое в театре. Это же касается работы с актерами: они предлагают что-то, а я думаю, что можно было бы сделать из этого. Для меня речь идет не об экспорте искусства, а неизменно о встрече разных культур и традиций. Я чему-то учу артистов, а они, в свою очередь, меня.

– Насколько сложно заинтересовать современного зрителя?

– Привлечь публику в театр нелегко, ведь сегодня у каждого дома собственное «шоу» – на экране телевизора или компьютера. И многие театры пытаются заманить зрителя с помощью развлечения, не пытаясь повысить уровень постановок. Мне же по душе другой путь: возбуждать у публики любопытство посредством эксперимента на сцене.

– Вы автор многочисленных рассказов и одного романа. В писательской работе помогает сценический опыт?

– В моем случае театр и писательство это две части одного целого. Когда я училась актерскому мастерству, то одновременно постигала и науку писать истории. А когда ставлю пьесы, то всегда задаюсь вопросом – как работала мысль автора, что им двигало, подмечаю какие-то литературные приемы. Без этого сценического опыта я бы не смогла писать, а без литературы было бы невозможно занятие театром. Но в обоих случаях я не пытаюсь через свои произведения обратиться с каким-то посланием к публике. Для меня интереснее ставить вопросы.

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь