Просто так получил чиновник деньги от предпринимателя. И присяжные в это поверили

22 августа 2012 год, 15:53 - Общество
Просто так получил чиновник деньги от предпринимателя. И присяжные в это поверили

Оправдательный приговор, вынесенный на основании вердикта присяжных председателю комитета по управлению муниципальным имуществом Валдайского района Виталию Краеву, стал, мягко говоря, неожиданностью.

«Областной суд постановил признать Виталия Краева невиновным по предъявленному обвинению в связи с отсутствием события преступления» (из официального пресс-релиза)

Виталий Краев – чиновник пусть и не самого высокого полёта, но функционер заметный, «не из последних», как это принято говорить. И попытка привлечь такого функционера к уголовной ответственности должна, казалось бы, покоиться на доказательствах более чем убедительных, железобетонных, если хотите. Председатель районного КУМИ – это всё-таки не сантехник дядя Вася, стыривший с похмелья да по неразумению какой-нибудь унитаз.

Что же не срослось в этом случае? Ведь до поры до времени, пока представители правоохранительных органов ограничивались лишь дежурной дозированной информацией, у рядового обывателя создавалось впечатление, что в этой истории всё идёт по плану – без сучка и без задоринки.

Теперь, после приговора суда, имеет смысл ещё раз вспомнить некоторые детали этой непростой и невесёлой истории, которой, по большому счёту, была уготована роль показательной: примера на тему о том, сколь успешно в Новгородской области борются с таким бичом нашего времени как коррупция в среде чиновничества.

Чёрный-пречёрный пакет

17 мая прошлого года на валдайской улице Карла Маркса происходили кульминационные для этого сюжета события, напоминавшие кадры из немудрёных российских боевиков постперестроечных лет. В обеденное время к скромному отечественному автомобилю марки «Лада Приора», казалось бы, мирно стоявшему на обочине, стекались сотрудники полиции, а также специально привлечённые к действу представители общественности из числа студенческой (с юрфака НовГУ) молодёжи.

В автомобиле находились два человека: тот самый Виталий Краев и второй главный герой этой истории - житель Новгорода Николай Пашин (фамилия изменена). В руках Краева был пакет: обычный, чёрный, целлофановый. А в этом пакете, как вскоре убедились все присутствующие, - деньги. 900 тысяч рублей.

Когда состоялось задержание, Виталий Викторович казался растерянным.

- Что это за пакет? Что в нём находится? – чуть позднее спрашивали его стражи порядка.

- Пакет мне не принадлежит… Что там находится, мне неизвестно, - нервно отвечал Виталий Викторович, минуту назад извлечённый полицейскими из салона автомобиля.

Очень скоро, однако, оперативники смогли убедиться в том, что Виталий Викторович, мягко говоря, лукавил. Потому что всё происходившее в салоне автомобиля снимала портативная видеокамера, вмонтированная мастерами в нутро автомобиля Пашина.

И эта бесхитростная, бессловесная и беспристрастная техника запечатлела все нюансы предварительного общения двух людей.

Камера, в частности, засвидетельствовала, что вначале мужчины, находившиеся в салоне автомобиля, разговаривают между собой на темы, связанные с землепользованием: с передачей земельных участков и возможностью их последующего выкупа. При этом один из мужчин (Краев) передаёт другому (Пашину) какие-то документы. После чего Пашин достаёт из коричневого портфеля пачки денег и отдаёт их Краеву. В этот момент председатель КУМИ ничуть не растерян, спокоен, улыбается. Он пытается засунуть деньги в карман, но их слишком много, - не помещаются. Тогда он просит: мне бы, мол, «авоську какую-нибудь». Пакетик (тот самый, чёрный) на-ходится. Краев складывает деньги туда. Но резинка, стягивающая одну из пачек, рвётся. Деньги сыплются… Ничего страшного, успокаивает Краев, это, мол, ваше, ну, премия, как и договаривались…

А вскоре к машине подлетают полицейские… На некоторое время съёмка прерывается.

Так всё и прошло. В отношении председателя КУМИ Валдайского района возбудили уголовное дело по ч. 5 ст. 290 УК РФ («Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег за совершение действий в пользу взяткодателя, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица в крупном размере»). В том же мае прошлого года суд принял решение об аресте чиновника. С тех пор вплоть до оглашения оправдательного приговора Виталий Краев находился в следственном изоляторе.

Московский интерес

Как ныне известно, на протяжении некоторого времени – до задержания – в отношении Виталия Краева проводились так называемые «оперативно-розыскные мероприятия, направленные на проверку оперативной информации о получении Краевым В.В. от физических лиц взяток за предоставление земельных участков в собственность и аренду».

Каким образом Краев попал в сферу полицейских интересов? Полицейские объясняли: «В УБЭП УВД по Новгородской области периодически поступала информация о том, что в администрации Валдайского района должностные лица берут взятки за предоставление земельных участков.

С целью выявления возможных фактов противоправной деятельности должностных лиц на протяжении довольно длительного времени проводились различные оперативно-розыскные мероприятия. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий проверялись все лица, которые намеревались приобрести или приобретали земельные участки в Валдайском районе».

По официальной версии, одним из таких лиц стал уже упоминавшийся Пашин, который во время опроса в полиции подтвердил: да, у него создаётся впечатление, что председатель КУМИ Валдайского района Краев претендует на незаконное вознаграждение. А если пользоваться терминологией, впоследствии вошедшей в обвинительное заключение, «требует от него взятку за предоставление земельных участков в аренду и собственность».

Новгородец рассказал свою историю. По его объяснениям, всё началось с того, что один из знакомых Пашина, москвич, серьёзный предприниматель, заинтересовался возможностью и перспективами строительства базы отдыха в поозерье Валдайского района.

И попросил Пашина, как местного жителя, разведать обстановку. На «разведку» мужчина отправился непосредственно в Валдай. В районной администрации ему объяснили, что вопросами выделения земельных участков ведает председатель КУМИ Виталий Краев.

Мужчина с ним встретился, объяснил ситуацию. Как рассказывал далее Пашин, председатель КУМИ выслушал его, сказал, что займется данным вопросом, показал карты Валдайского района. При расставании пообещал подыскать необходимый земельный участок и попросил перезвонить через неделю. Через неделю Пашин созвонился с Краевым, и тот сообщил, что уже подобрал земельный участок, поэтому необходимо встретиться. Пашин вновь отправился в Валдай. Краев сразу же показал карту с нанесёнными земельными участками, которые предлагались московскому инвестору.

И вот тут-то, утверждал Пашин, зашёл разговор о «дополнительном вознаграждении».

А премию - пополам!

Согласно показаний сотрудников полиции, ещё до того, как они «вышли» на Пашина, он сам, по собственной инициативе, почувствовав, что «здесь что-то не так», стал записывать на диктофон беседы с председателем КУМИ. А потом, когда к делу подключились оперативники УБЭП, выдал им диктофонные записи тех разговоров.

Вот один фрагмент записи: разговора, состоявшегося ещё в ноябре 2010 года:

«Пашин: Скажите, Виталий Викторович, еще раз… Вопрос там по сумме… Чего, как там? Мне же надо своим товарищам старшим, так сказать, определить.

Краев: Ну, по сумме порядка пятисот.

- Долларов или евро?

- Рублей.

- Пятьсот тысяч рублей?

- По дружбе (смеются).

- Ну, да. По московским меркам, 500 тысяч рублей это для начала знакомства (смеется).

- Понравится, всё получится…

- 500 тысяч рублей… Виталий Викторович, значит, вопрос такой: решение принимает кто у вас - глава или зам? 500 тысяч рублей - это вам и еще ему нужно будет 500 тысяч рублей, как я понимаю, так?

- Это уже буду решать сам. Если там возникнут проблемы, то я тогда скажу, сейчас у нас будет новый первый зам, сейчас глава назначает нового первого зама, который нас будет курировать, в принципе, он работник администрации, но бывают такие ситуации, что можно об этом и не говорить, документы оформляем в соответствии с законодательством.

- Нет, но, в любом случае, вас или глава там или кто-то поддержит, да, - что, в любом случае, это с его ведома, чтобы у нас не было никаких проблем.

- Нет, во-первых, проблем не будет. Будет всё официально оформляться».

«Эта запись, - рассказывает государственный обвинитель Георгий Жуков, - далеко не единственная, которая, на наш взгляд, полностью изобличает Виталия Краева, как чиновника, склонного к получению незаконного вознаграждения. На первой встрече была обозначена сумма: 500 тысяч рублей (при том, замечу, что участки, о которых тогда шла речь, позднее официально были приобретены за 960 тысяч рублей).

Потом Пашин захотел купить ещё один участок, сумма возросла до 800 тысяч рублей. А на одной из записей запечатлён даже элемент некоего «торга». В какой-то момент Пашин решил отказаться от двух участков, которые намеревался приобрести ранее. Это вызвало недовольство Краева, как же так, мол, всё уже решено, всё готово, и, если что-то переделывать, могут возникнуть проблемы с заместителем главы района! Пашину становится неудобно из-за того, что «подвёл» человека.

«Моральный вред» оценивается сторонами ещё в 200 тысяч рублей, таким образом, общая сумма возрастает до 1 миллиона рублей. А потом, всё взвесив, всё обдумав, Пашин решает не отказываться-таки от тех двух участков. А как же со «штрафом» в 200 тысяч рублей? Пашин задаёт этот вопрос Краеву. Тот отвечает, что, мол, тогда никаких проблем: как было 800 тысяч, так и остаётся. Но тут Пашин говорит, что он, мол, уже отчитался о проделанной работе перед московским инвестором, и тот, в принципе, не возражает и против миллиона. Ах, не возражает? И тогда Краев предлагает просто по-честному разделить «излишки»: тебе сто тысяч и мне сто тысяч (это, кстати, те самые 100 тысяч рублей из рассыпавшейся в машине пачки, которые и были оставлены в салоне как «премия» Пашину)…

На записях есть достаточно разговоров и относительно того, как будет организовано «хранение» тех участков от прочих претендентов (ведь для продажи участки выставляются на открытый аукцион): Краев, например, уверяет, что он-де будет «смотреть, чтобы никто больше не заявлялся» на участки, на которые претендует Пашин. А если кто-то попытается «заявиться», будет объяснять, что уже есть люди, которые этот участок приобретают… Или Росимущество, или федеральные структуры…

Есть и запись того, как «стороны» договариваются о том, когда будет произведена «конечная оплата». Краев хочет, чтобы «рассчитались», но Пашин ставит условие: только после того, как будут оформлены документы на все участки – и те, которые приобретаются в собственность, и те, которые передаются в аренду. Так, в конечном итоге, и получилось. 900 тысяч рублей, с которыми и взяли Краева, Пашин передал после того, как были улажены все процедуры относительно передачи земельных участков и сделаны все официальные выплаты… Признаться, мне трудно вспомнить другое уголовное дело, где было бы столько последовательных доказательств, воссоздающих и прослеживающих всю картину в её целостности: от самого начала до завершения в салоне «Приоры». Очень любопытны, кстати, объяснения Краева, за что всё-таки он получил те 900 тысяч рублей (к моменту суда, разумеется, уже невозможно было утверждать, что на момент задержания он не знал, что в том пакете). Так вот… В суде я его спрашиваю: так за что же всё-таки вам отдали эти деньги? Он отвечает: просто так…»

...И одна. очень тонкая, грань

Все вещественные доказательства, все записи (и аудио, и видео) были, разумеется, представлены суду и, соответственно, присяжным. Свои показания дали и Пашин, и инвестор из Москвы, и полицейские из УБЭП, и студенты НовГУ, выполнявшие при задержании Краева роль общественности… А присяжные десятью голосами против двух вынесли вердикт: невиновен.

Почему? На этот вопрос присяжные не отвечают… Нам же остаётся добавить, что тактика защиты строилась, в том числе, и на том, что Пашин сам «навязывал» («Постоянно намекал на то, что отблагодарит») незаконное вознаграждение. А во-вторых, те самые 900 тысяч рублей отдал Краеву тогда, когда все вопросы передачи земельных участков на официальном уровне были уже решены (и, надо сказать, никаких нарушений закона при этом допущено не было), и официальные деньги – уплачены. Следовательно, ничто бы не изменилось, если 900 тысяч рублей Краеву бы не отдали… Отобрать участки назад он был не в силах.

Есть тонкая грань, отделяющая вымогательство взятки от провокации взятки. Но даже если и допустить, что в этом случае был элемент провокации, чиновник был обязан его пресечь. В администрации Валдайского района (как, вероятно, в администрациях и других районов, городов, областей, краёв) действует порядок сообщения должностными лицами о фактах склонения их к совершению коррупционных нарушений. Этот порядок официально утверждён и подписан главой Валдайского района Владимиром Даниловым ещё в январе 2010 года.

Он также был привлечён к этому делу в качестве свидетеля. И подтвердил, что в администрации действует такой, «антикоррупционный», порядок. И добавил: «С данным требованием был знаком и Краев. Никаких сообщений о том, что Краеву предлагают взятку, не поступало».

А ведь с ноября 2010 года (когда, как утверждал Пашин, впервые речь зашла о «дополнительном вознаграждении») до мая 2011 года (когда Краев был задержан с пакетом чёрного цвета) прошло ни много ни мало, а шесть месяцев. Достаточное время для того, чтобы всё оценить, взвесить и «сдать взяткодателя». Но это, подчеркну, Виталий Викторович так и не сделал… Значит, надеялся?

Так или иначе, но сегодня председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Валдайского района Виталий Краев, более года «отсидевший» в следственном изоляторе, но с должности так и не уволенный, вновь вернулся к исполнению своих обязанностей (после этого, правда, сразу же убыл в законный очередной отпуск).

Если Верховный суд РФ оставит в силе приговор областного суда, Виталий Краев получит право на реабилитацию и компенсацию морального вреда… Прокуратура, между тем, туда, в Верховный суд РФ, готовит кассационное представление с просьбой отменить оправдательный приговор. По мнению стороны обвинения, в ходе судебного рассмотрения этого дела были нарушения норм уголовно-процессуального закона.

Материал опубликован в № 34 Новой новгородской газеты

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь