Новгородский музей-заповедник продолжает знакомить горожан с коллекциями Государственного Эрмитажа

13 сентября 2012 год, 08:42 - Культура
Новгородский музей-заповедник  продолжает знакомить горожан с коллекциями  Государственного Эрмитажа

14 сентября 2012 года в 16.00 в выставочном зале Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (Софийская пл., 2) состоится открытие выставки «Скульптор Борис Воробьев. Фарфор, графика» из собраний Государственного Эрмитажа и ОАО «Императорский фарфоровый завод».

Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения ленинградского скульптора Бориса Яковлевича Воробьева (1911 – 1990) и посвящена фарфоровой странице его творчества. На протяжении трех месяцев произведения художника экспонировались в одном из выставочных залов Эрмитажа. Новгородский музей-заповедник, продолжая долгосрочный выставочный проект знакомства с коллекциями Государственного Эрмитажа, принимает эстафету и представляет 150 работ скульптора новгородцам и гостям города.

Выпускник Всероссийской Академии художеств, мастерской Александра Терентьевича Матвеева, Б.Я. Воробьев раскрывал свои творческие возможности в самых разных материалах, сохраняя при этом верность жанру анималистики вопреки сложившимся академическим традициям. С 1936 года, одновременно с началом учебы в Академии художеств, Борис Воробьев начал работать на Ленинградском фарфоровом заводе, связав с ним свою творческую судьбу на три с лишним десятилетия. Он создал множество моделей, пополнивших золотой фонд пластики завода, и до сих пор его произведения тиражируются и пользуются неизменным спросом у любителей фарфора.

В каждую работу художник вкладывал глубокое понимание ценности и уязвимости мира природы, серьезно и вдумчиво подходя к созданию моделей. В своих произведениях скульптор всегда стремился передать внутренний характер натуры так, как сам его чувствовал и понимал.

Тематический диапазон анималистической пластики очень широк, но своеобразным лейтмотивом творчества Бориса Воробьева можно считать образ белого медведя. Скульптор обращался к этому образу неоднократно, достигнув наиболее чистого стилевого решения в классической сюите из двух фигур идущего и сидящего белого медведя. Тигры и леопарды также были излюбленными персонажами пластики Воробьева. Монументальный характер скульптур «Тигр лежащий» и «Пантера» («Ярость»)  демонстрируют полное владение художником материалом и формой, а также понимание характера натуры. «Пантера» отличается особой грацией и изяществом форм, заостренностью пластического рисунка. Созданная в конце 1960-х гг., она подводит итог многолетней работе художника в фарфоре.

Анималистика была главной, но не единственной темой, привлекавшей внимание Бориса Воробьева. Литературные образы, переведенные на язык фарфора – пластические этюды по произведениям И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, С.В. Михалкова, – стали для художника не менее важными, чем анималистические. Сразу после своего появления эти фигуры вызвали большой интерес у собирателей и ценителей фарфора, став объектами повышенного спроса и коллекционирования. Имея своим прообразом литературные персонажи, скульптуры являются, тем не менее, самостоятельными произведениями. Для каждого комплекса характерны свежесть пластического решения и отсутствие композиционных и художественных шаблонов. Все персонажи сохраняют внутри цикла присущую им индивидуальность.

Серия персонажей по произведениям Н.В. Гоголя («Ревизор» и «Мертвые души»), которых часто именуют «гоголевскими типами», была создана буквально на одном дыхании – по свидетельству самого художника за четыре месяца. Скульптуры имеют общее пластическое звучание – в фигурах, примерно одинаковой высоты, подчеркиваются, утрируются вплоть до гротеска черты характера, «типажности», обозначенные в прозе Н.В. Гоголя.

В пластическом цикле по произведениям  А.П. Чехова и М.Ю. Лермонтова, помимо персонажей, появляются сюжетные группы. «Чеховская» серия, оставаясь в рамках малоформатной мелкой пластики, демонстрирует высокое композиционное и пластическое мастерство художника. Последней в серии литературных циклов является группа скульптур по поэмам М.Ю. Лермонтова. Здесь условность пластической формы подчеркнута контрастным сочетанием черно-белых тонов и различных фактур материала.

Помимо фарфоровых произведений из коллекции Государственного Эрмитажа на выставке представлены графические работы Бориса Воробьева. Особенное впечатление производят акварели, созданные художником в 1980-х годах, в период тяжелой болезни. Работая по памяти, левой рукой, Борис Воробьев переводит на бумагу галерею анималистических образов-воспоминаний и фантазий, переполняющих его внутренний мир.

Отношение общества к миру природы зачастую незаслуженно остается поверхностным и снисходительным, закрепляя за анималистикой ярлык «несерьезного жанра». В пластике Бориса Воробьева подкупает искренний и глубокий подход к предмету изображения. Высоко оценивая своих персонажей, он стремился поставить мир братьев наших меньших в один ряд с миром человеческим или даже выше его. Цель своих творческих поисков Борис Яковлевич Воробьев видел в том, чтобы  «фарфоровые звери» показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить ее».

В рамках выставки художники Императорского фарфорового завода предложили каждый свою декоративную трактовку созданных скульптором образов белого медведя, переведя тем самым эти классические формы в новый нестандартный вид арт-объекта. Перед посетителями развернута фантастическая интермедия, главным героем которой по-прежнему выступает белый медведь Бориса Воробьева, «заговоривший» на современном языке художников XXI века.

14 сентября 2012 г. в 15.00 в конференц-зале Музея изобразительных искусств состоится пресс-конференция для СМИ. В  пресс-конференции примут участие:

-   Матвеев Владимир Юрьевич, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа;

-   Казармщикова Татьяна Николаевна, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по экспозиционно-выставочной работе и филиалам;

-   Володина Татьяна Владимировна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, куратор выставки.

 Выставка будет работать с 14 сентября по 9 декабря 2012 года.

Источник: Администрация Великого Новгорода


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь