Капитан и его труппа

28 сентября 2012 год, 14:27 - Культура
Капитан и его труппа

Очередной 159-й творческий сезон театр драмы имени Ф.М. Достоевского открывает 29 сентября. Наконец-то с главным режиссёром во главе.

После двухлетней безотцовщины труппу возглавил уроженец Казани Сергей ГРИШАНИН.

Первой его постановкой на новгородской сцене стал спектакль «Клуб одиноких сердец», премьера которого состоялась в марте прошлого года. Успех первых представлений, а также обстоятельное творческое резюме постановщика стали решающими при выборе нового руководителя творческой части театра. О том, в каком направлении будет развиваться театр — его репертуарной политике, составе труппы, материально-технической базе, — Сергей Гришанин рассказал корреспонденту «НВ» накануне открытия сезона.

— Сергей Николаевич, отсутствие в театре на протяжении нескольких сезонов главного режиссера не могло не сказаться: репертуар был явно перегружен легковесными комедиями. О том, что не хватает классики, говорили и зрители, и сами актёры. Может быть, поэтому вашим первым спектаклем в качестве главного режиссера стала постановка «Гранатового браслета» по одноимённому произведению Александра Куприна, премьера которой состоялась в мае. Этот спектакль откроет и нынешний сезон. Что дальше?

— Дальше — больше. Репертуарный план уже сверстан. Это моя принципиальная позиция: к началу сезона все премьеры должны быть обозначены, все актёры труппы должны быть плотно обеспечены работой. Иначе просто-напросто теряется мастерство.

Ситуация с мужчинами в труппе новгородского театра драмы действительно очень тяжёлая: женщин значительно больше, а должно быть наоборот. Но в августе состав труппы пополнили новые артисты

Сейчас уже в полном разгаре идут репетиции спектакля «За двумя зайцами» по пьесе украинского классика Михаила Старицкого. Это история про прохвостов, наивных богатеньких дамочек, которые пытаются создать семью, а Голохвастовы этим пользуются. Наверное, многие видели одноимённый фильм с Олегом Борисовым в главной роли, снятый в 1960-х годах. И сегодня эта тема не потеряла своей актуальности. Я стараюсь не углубляться здесь в драматизм. Наоборот, добавлю фарса. Хотя за этим смехом скрыт большой смысл.

На подходе «Ужин с дураком». Премьера этого спектакля состоится в будущем. А пока плотно идёт работа над спектаклем «Как Бабы-яги сказку спасали», где заняты не только молодые актеры, но и среднее поколение. Этим спектаклем мы порадуем маленьких зрителей в октябре. К Новому году будем готовить «Золушку», ребятишки попадут на настоящий бал. В портфеле театра также Островский, Оскар Уайльд.

— Интересной работы много, и это не может не радовать артистов. Вы уже успели оценить потенциал труппы театра и с сожалением отметили, что она недоформирована. Но самая главная проблема: нехватка в труппе мужчин. В конце прошлого сезона из театра ушел ведущий артист Даниил Донченко, покинули труппу и молодые артисты Никита Петров, Сергей Чернечков, Андрей Смирнов.

— Ситуация с мужчинами в труппе театра действительно очень тяжёлая: женщин значительно больше, а должно быть наоборот. Но в августе состав труппы пополнили новые артисты. Павел Макаров, выпускник Владивостокского театрального института. Работал в Новосибирске и Самаре. Он герой социальный. У него хорошая фактура: яркая внешность, рост под два метра. Таких типажей нам очень не хватало. Приехал ещё один молодой актёр из Казани — Ильдар Вильданов. Очень способный парень, подвижный, работает с желанием. Выпускник Казанского университета культуры и искусств. Это его первый театр. Дебют состоится 29 сентября в спектакле «Гранатовый браслет» в роли Бахтинского. Мы взяли в труппу и молодую актрису Марию Усманову, окончившую владивостокскую академию. Кроме того, ведутся переговоры с рядом других артистов.

Репертуарный план на год уже сверстан. Это принципиальная позиция режиссера Гришанина: к началу сезона все премьеры должны быть обозначены, все актёры труппы должны быть плотно обеспечены работой. Иначе просто-напросто теряется мастерство

— Ни для кого не секрет, что не всех артистов, которых приглашают, устраивают условия работы в новгородском театре драмы.

— Конечно, начинающим актёрам, не отягощенным семейным бытом, сюда приехать легче, чем артистам со стажем, которым, по сути, в новом городе приходится начинать обустраивать свою жизнь заново. У театра просто-напросто нет возможности обеспечить всех жильём. Нужно пересматривать и оплату труда актёров новгородского театра драмы.

Больших вложений требует и само здание театра. Я был поражён, когда впервые увидел зрительный зал на 880 мест. Это же не театральный зал, а концертный! Его можно безболезненно уменьшить мест на 300. Пора реконструировать сцену, которая сегодня просто заколочена фанерой, из-за чего не работает поворотный круг сцены, и порой декорации приходится менять вручную; нужно поставить более сложный свет. Банально не хватает монтировщиков. Формирование цехов зависит от оплаты труда, и от этого, в свою очередь, зависит социальная атмосфера внутри театра. Здесь нужна серьёзная поддержка руководства региона. Надеюсь, что всё сдвинется с мертвой точки.

— Вместе с вами в город на Волхове приехала и ваша супруга. Она актриса. Мы увидим её на новгородской сцене?

— Да. Это Ирина Гришанина — актриса с опытом, которая успела поработать в театрах Гомеля, Хабаровска, Чебоксар. Её амплуа: лирическая героиня. Сейчас она играет роль Юрьевой в премьерном спектакле «Женский стол в «Охотничьем зале», а также задействована в массовых сценах спектакля «Гранатовый браслет».

«У меня есть актёрское образование. Но играть на сцене театра драмы я не буду. Если только в каком-нибудь капустнике, чтобы посмеяться над собой или другими. Мне вполне хватает режиссёрской работы. Хотя, конечно, в случае острой необходимости я смогу заменить артистов. Мне не раз приходилось выходить на сцену в своих же спектаклях»

— Мало кто знает, что на протяжении нескольких лет и вы выходили на театральные подмостки.

— Это так. В своё время я окончил казанское театральное училище. Лицедейство меня привлекало с детства: я с удовольствием ходил в драматический кружок народного театра. Пересмотрел все спектакли, которые ставил Большой драматический театр им. Качалова (Казань) или показывали приезжие труппы. Хотя по первому образованию я механик: у меня за плечами казанский речной техникум. Мама хотела, чтобы я непременно овладел настоящей мужской профессией. Что я и сделал. Но получив корочки и ни дня не отработав по профессии, я подал документы в театральный вуз. Моё амплуа — социальный герой. Я работал в Донецком областном русском драматическом театре, в Харьковском театре юного зрителя, выходил на сцену в Петропавловске, что в Казахстане. В общей сложности актёрский стаж у меня три года. Но к 25 годам я понял, что хочу чего-то большего от сцены, и поступил в Харьковский институт искусств на отделение режиссуры.

Хотя, бесспорно, актёр и режиссер — это разные профессии. Постановщику необходимо думать за каждого артиста и донести то, что видит и считает нужным режиссёр. А это сделать довольно сложно — ведь кто-то понимает тебя с полуслова, полувзгляда, а до кого-то не достучаться вообще. Кстати, техническое образование мне в жизни пригодилось: я без труда читаю чертёж декорации, разбираюсь в монтаже, планировке, размерах и прочих чисто технических тонкостях.

— Сегодня у вас нет желания вновь выйти на сцену в каком-нибудь спектакле? Тем более мужчин в новгородской труппе не хватает.

— Нет. Если только в каком-нибудь капустнике, чтобы посмеяться над собой или другими. Мне вполне хватает режиссёрской работы. Хотя, конечно, в случае острой необходимости я смогу заменить артистов. Мне не раз приходилось выходить на сцену в своих же спектаклях. Когда стало плохо одному из актёров и его увезли на «скорой», а зритель уже ждал, когда поднимут занавес, мне пришлось выйти и сыграть роль Степана в спектакле «Иудушка» по произведению «Господа Головлёвы». Артисты говорят, что сыграл трогательно.

— А чем вы занимаетесь в свободное время: играете в футбол, ходите на рыбалку или, может быть, коллекционируете марки?

— Пока всё моё свободное время занимает работа. Я с утра до позднего вечера нахожусь в новгородском театре драмы. Как ни странно, отдыхаю я за рулём: очень люблю ездить на машине. Люблю историю. Великий Новгород — уникальный город. Здесь столько храмов, что даже постоянно живя здесь, я думаю, посетить все невозможно.

По материалам газеты "Новгородской области"

Источник: Администрация Великого Новгорода


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь