Архив раскрывает тайны. О чертеже «Проекта основания пьедестала памятника тысячелетию Российского государства»

22 марта 2020 год, 20:35
Архив раскрывает тайны. О чертеже «Проекта основания пьедестала памятника тысячелетию Российского государства»

В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли зашифрован в них…

Документ, о котором пойдет речь в очерке, хранится в Государственном архиве Новгородской области. Чтобы правильно его понять, необходимо напомнить несколько фактов.

Работа над возведением памятника «Тысячелетию России» началась более чем за два года до его открытия. До этого времени необходимо было определиться с проектом, местом его установки, отыскать необходимые деньги... Эти вопросы решались задолго до 8 сентября 1862 года, когда в Новгороде отпраздновали десятивековой юбилей государства.

Итак, 27 марта 1857 года министр внутренних дел Сергей Ланской обратился в Комитет министров с предложением установить в Новгороде памятник Рюрику. При обсуждении этого предложения 16 апреля 1857 года была высказана мысль о возведении памятника не первому русскому князю, а тысячелетнему периоду русского государства.

В мае 1857 года было объявлено о «повсеместной по Империи подписке для сбора добровольных пожертвований от всех сословий». Призыв участвовать в сборе средств на сооружение памятника был составлен и новгородскими властями. Текст «Воззвания» сохранился в Государственном архиве Новгородской области.

Воззвание к жителям Новгородской губернии о сборе пожертвований на сооружение памятника «Тысячелетию Российского государства». 1857 г. Государственный архив Новгородской области. Ф. 326. Оп. 1. Д. 48. Л. 38.

Сбор денег на памятник прекратился 1 января 1859 года, а в мае этого года в журналах было опубликовано объявление о конкурсе «на представление проекта памятника имеющему совершиться в 1862 году тысячелетию Государства Российского». Итоги конкурса были подведены 1 ноября 1859 года, его победителем признан проект Михаила Микешина. Надо полагать, в это время начались подготовительные работы в Новгороде.

Площадь в центре Новгородского Кремля, выбранная для возведения памятника «Тысячелетию России», с 1840 года была занята монументом в честь Новгородского ополчения 1812 года. Его решено было перенести на площадь перед зданием Дворянского собрания, где сейчас располагается картинная галерея Новгородского музея-заповедника. Работы по его установке на новом месте выполнялись в сентябре 1860 года, руководил ими военный инженер А.В. Адамс.

Он же составил обсуждаемый проект основания памятника «Тысячелетию России».

Чертеж состоит из трех рисунков и двух записей, одна из которых расположена на лицевой стороне рисунка, другая — на обороте. Утверждающая запись на чертеже датирована 12 июля 1860 года.

Запись на лицевой стороне (в левом верхнем углу) — утверждающая: «Общее присутствие Департамента проэктов и смет, находя заключение Отделения вполне уважительным, утверждает засвидетельствование оного и принимает на себя ответственность Высочайше утвержденным 26 ноября 1842 года положением && 35 и 381, определенную июля, 12 дня 1860 года».

На обороте — запись об изменениях, внесенных в проект в процессе работы: «Рассмотрев на точном основании существующих узаконений проэкт основания пьедестала памятника тысячелетию Российского Государства, по которому предполагается основание пьедестала, по случаю неблагонадежности нижнего глинистого грунта (на котором имелось в виду первоначально таковое устроить), залегающего непосредственно под слоем жидкой глины, заложить на сваях, для правильной передачи давления на следующий более надежный грунт — твердый глинистый с примесью песка. И имея в виду, что по случаю такового изменения первоначального предложения требуется увеличить выемку грунта еще на 5 фут.<ов> в глубину, забить 240 трехсаженных свай (толщ<ина> 6 верш.<ков>) и добавить между сваями забутку на извести, — Отделение [Департамента проектов и смет] находит означенную систему основания вполне соответственною состоянию грунта и назначению самого сооружения.

Начальник Отделения подполковник Ковалевский».

Центральный, наиболее крупный, не имеющий заглавия, чертеж представляет собой вертикальный разрез памятника. На нем не изображены многочисленные детали монумента: шар, стоящие на его вершине ангелы и коленопреклоненная женщина, фигуры шести русских правителей (от Рюрика до Петра I), представляющие шесть главных эпох в истории Российского государства. Эти части памятника, если верить воспоминаниям его создателя, художника Микешина, были отлиты только в начале 1862 года, то есть через полтора года после утверждения рассматриваемого проекта. В целом же «основание пьедестала», как оно представлено Адамсом, не претерпело значительных изменений.

Соответствия между чертежом, выполненным в 1860 году, и памятником, открытым 8 сентября 1862 году, нет в двух оставшихся рисунках.

Чертеж, расположенный в правом верхнем углу листа, имеет заглавие: «Фасад основания тротуара». Зарисованный Адамсом «тротуар» - то есть нижняя часть памятника, имеет сложную форму: на чертеже изображены четыре сводчатых углубления. Третий чертеж, расположенный в нижнем правом углу, озаглавленный «План», представляет собой схему расположения свай, на которых будет установлен памятник. Сваи образуют круг с двенадцатью выдающимися частями. Мы не беремся утверждать, соответствует ли эта схема горизонтальному разрезу памятника. Однако основания для такого сопоставления есть: выдающиеся части в «Плане» вполне могут соответствовать арочным углублениям на чертеже «Фасада основания тротуара».

Проект основание пьедестала памятника «Тысячелетию Российского государства». 1860 г. Государственный архив Новгородской области. Ф. 93. Оп. 4. Д. 5. Л. 1.

В чертежах А.В. Адамса получил отражение один из предварительных вариантов памятника «Тысячелетию России». Он отличался от монумента, торжественно открытого 8 сентября 1862 года.

Схематичные рисунки военного инженера не позволяют составить полного представления о том, каким памятник виделся его создателю в июле 1860 года. Определенные выводы на этот счет, тем не менее, позволяет сделать малоизвестная статья Теофиля Готье-сына «Конкурс проектов памятника к тысячелетнему юбилею русской империи», опубликованная в «Санкт-Петербургской политической, литературной, коммерческой и индустриальной газете». Газета издавалась на французском языке.

Теофиль Готье (1836-1904), крупный чиновник, переводчик с немецкого языка, был сыном известного французского поэта Теофиля Готье-старшего (1811-1872). С сентября 1859 по март 1860 года Готье-отец совершил свое первое путешествие по России, ограничившись посещением Петербурга и Москвы. Год спустя он посетил Тверь и Нижний Новгород. Готье-отец не упомянул, что побывал в России с сыном, однако содержание статьи позволяет предполагать, что младший Готье был знаком с Микешиным, видел его проект и присутствовал на обсуждении результатов конкурса.

Готье подробно описал глиняный макет памятника, поданного в качестве конкурсной работы:

«Из основания, состоящего из двух ярусов, появляется сфера, символизирующая императорский шар, державу. Наверху вера, представленная в виде креста на шаре. С одной стороны креста ангел, держащий Евангелие, с другой — святая дароносица. У их ног Россия преклонила колени. Ее рука поддерживает щит, украшенный имперским орлом, с датой: 1862. На площадке, расположенной у основания шара, развертывается тысячелетний цикл России, — это корона, положенная временем на голову России. Здесь художник разместил деятелей, обозначенных в программе. Композиция, напоминающая круг, имеет два центра, в них воплощен дух древний и дух новый. Эти центры связывают различные сюжеты. С одной стороны Рюрик. Он предок России: желая показать это, художник преувеличил его возраст. Одну руку он положил на щит с датой 862, в другой, вытянутой руке – идол старой веры. Справа от него Владимир с крестом в руках. Люди вокруг него отбрасывают идолов и преклоняют колени перед знаком новой веры. Слева от Рюрика законодатель Ярослав. Сова, символ мудрости, покоится в его ногах.

Петр Великий образует центр другой, наиболее важной, центральной части монумента. Царь, в военном костюме, гордо стоит с высоко поднятой головой. Его левая рука расположена на сердце, правую руку со скипетром он вытянул вперед. Кажется, он повинуется божественному голосу. Его гений расправил над ним крылья. Своей рукой, направленной в пространство, он показывает путь в будущее. В ногах Петра Великого умирает, сжимая сломанное знамя, шведский воин. Слева от группы Петра Великого художник поместил Дмитрия Донского, который ходил к татарским бунчукам. С другой стороны Иван III, основатель государства, держит знаки верховной власти, скипетр и державу. Между ним и Дмитрием расположены коленопреклоненные и присевшие фигуры, символизирующие различные народы, которые были присоединены к русской империи: крымский татарин, литвин, сибиряк, тевтонский рыцарь.

<…> Нижний уровень, или барельеф, в форме круга, заключает в себе изображения лиц, которые поясняют отдельный сюжет верхней части памятника. Внизу — шестиугольное основание, составленное из аркад, соединенных круглыми арками. Приземистые столбики, суженные посередине, в старовизантийском стиле, который подчеркнут формой пилястров, поддерживают аркады. В каждом из шести отделений, образованных столбиками, художник расположил другие барельефы, меньшего, чем на верхнем этаже, размера. На шести барельефах представлены сюжеты, взятые из истории русского народа. Изображения знаменитых людей помещены во фронтонах аркад.

<…> Комиссия предложила г. Микешину подвергнуть план следующим изменениям: уменьшить высоту и увеличить диаметр основания; оставить только один гранитный этаж, убрав аркады и оставив только ряд барельефов. Этот ряд было бы хорошо завершить узкой бронзовой полосой вокруг памятника, расположенной непосредственно над барельефами. Шар, который мы описали, будет не гранитным, а бронзовым: кажется, это позволит проще связать расположенные вокруг него фигуры. Сделать Рюрика более воинственным. Наконец, убрать две из четырех фигур, расположенных вокруг креста. Изменения коснулись главным образом основной части монумента. Они сгладят его выпуклые части, облегчат производство и значительно уменьшат расчетную сумму».

Готье-младший написал свою статью за полгода до утверждения проекта основания памятника. М.О. Микешин учел требования комиссии, составленной для определения победителя конкурса, и внес изменения в проект памятника. Однако, чертеж Адамса, статья Готье позволяют судить о том, какой была первоначальная задумка автора памятника.

Старший научный сотрудник Государственного архива Новгородской области Анатолий Вячеславович Кошелев

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь