Надежда Алексеева: театр заново научит людей живому контакту и радости общения

16 июня 2020 год, 22:41
Надежда Алексеева: театр заново научит людей живому контакту и радости общения

Сейчас часто говорят о том, что мир уже не будет таким, как прежде. За последние месяцы пандемии он изменился. Театр, разумеется, тоже.

Недавно председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин написал обращение к федеральным и региональным властям. В нём он подчеркнул, что в сложившихся обстоятельствах театры могут оказаться просто-напросто разрушенными. Он считает, эта угроза вполне реальна.

«53 новости» поговорили с художественным руководителем Новгородского театра «Малый» Надеждой Алексеевой о том, что ждёт театр после пандемии, о новых формах общения со зрителем и о будущих премьерах.

- По вашему мнению, что будет с театральным миром? И в целом, и, в частности, с миром «Малого». О чем будет говорит театр, когда вновь встретится со своим зрителем? Останутся ли те формы общения, которые появились в период пандемии?

- Конечно, театры в новой реальности «после» — сами станут театрами с новым опытом. Опытом изоляции — жизни без зрителя, в виртуальной реальности, и предполагаемой зрительской активностью — тоже виртуальной. Впервые театр сталкивается с опасностью исчезновения живого диалога со зрителем — чем и ценно театральное искусство. Но для театра существуют изменения и формального характера — требования к театрам будут высоки — например, социальная дистанция, дезинфекция и иные меры предосторожности. За прошедшее время пандемии доля внебюджетных средств, вырученных от билетов, исчезла, и это серьезная проблема для театра. Потому что помимо городского финансирования театр живет за счет проданных билетов, и это немаловажная часть его бюджета.

Театр — это рубеж выздоровления после пандемии для измученных самоизоляцией людей. Когда мир будет приходить в себя, театр станет тем местом, который заново научит людей живому контакту и радости общения.

Мы хотели бы открыть новый сезон — 31 сезон — несколькими премьерами. Уже начались репетиции спектакля по книге Юдит Шалански «Шея жирафа» для взрослого зрителя. Для маленьких зрителей мы будем репетировать совершенно лирический и ароматный спектакль «Мой дедушка был вишней» по книге итальянского автора Анжелы Наннетти. И это только часть наших творческих планов.

- Когда закончится эпидемия — неизвестно. Многие уверены, что случится это только к 2021 году. Что будет с «Царь-Сказкой»? Знаю, что процесс подготовки к следующему фестивалю непрерывен. Он стартует буквально сразу после финала настоящего. Как сейчас это происходит? Как вы готовитесь к «Царь-Сказке» 2021 года?

- Сейчас, во время пандемии, очень сложно адекватно планировать будущее, но мы с осторожностью все же думаем о программе фестиваля в 2021 году. Возможно, нам придется сдвинуть сроки 16-го фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival, чтобы все наши участники смогли приехать, когда появится возможность авиаперелетов и безопасных творческих обменов. Конечно, очень сложно планировать даже сам бюджет, понимая, что он во многом зависит от финансирования со стороны Администрации Великого Новгорода, которая в течении 25 лет являлась главной финансовой поддержкой самого крупного фестивального театрального события нашего города.

Теперь о фестивальных путешествиях самого театра «Малый» — до сих пор неясна ситуация со спектаклем «Я не тормоз», который должен был быть представлен в Специальной программе Национальной премии и фестиваля «Арлекин» в Санкт-Петербурге в апреле этого года. Фестиваль был перенесен на сентябрь, но до сих пор наше участие под вопросом. Если вернуться к нашему фестивалю, то возможно, что в следующем году это единственный шанс провести его на собственной площадке в том числе — потому что планируется реконструкция здания. Фестиваль обычно идет на нескольких сценах Великого Новгорода, но наш театр всегда представляет максимальное количество спектаклей-гостей на собственной сцене. Возможно, что фестиваль придется перенести, но об этом мы сообщим позже.

- Играть спектакль перед пустым залом, зная при этом, что на тебя устремлены сотни зрительских взглядов, наверное, сложно? Как актеры отнеслись к идее онлайн-трансляции спектакля в режиме реального времени?

- Спектакль «Вдребезги», который мы сыграли на своей сцене, но без зрителей — это было точкой ухода в режим изоляции для театра. Честно говоря, это потребовало и технической поддержки, которую нам абсолютно благотворительно оказала компания «Альфа-телеком».

Мы чувствовали буквально электрическое напряжение, которое излучали актеры, играющие для виртуальной аудитории, но перед пустыми креслами!

Я не верю в идею онлайн-театра, бесконечного потока даже самого востребованного и великого театра, который обрушился на зрителя, да и на самих актеров в период изоляции. Сначала хочется успеть посмотреть все спектакли БДТ или театра Шаубюне в Берлине, но потом понимаешь, что требование к съемке, к трансляции самого спектакля должны быть очень велики. И ни один экран не передаст ту самую живую энергию, которой заряжает театральная атмосфера. Это просто не отражает спектакль в полной мере.

Да, мы показали несколько своих спектаклей — создав проект «Шекспировские дни», когда и «Ромео и Джульетта», и «Ночь Шекспира» мы представили в день рождения английского драматурга. Но в это же время вышли три мощных выпуска «Героев дня»: актеры читали поэмы Шекспира, знаменитые монологи из трагедий и комедий, выпустили сонеты Шекспира. И онлайн-трансляция шекспировских спектаклей стала логичным продолжением нашей работы.

Мы очень выборочно подходили к онлайн-показам в мае — мы решили показать несколько спектаклей, которые не очень часто идут в репертуаре: это «Лебединое озеро» и «Однажды я исчез». И выложили архивные записи спектаклей «Кот, который гулял, где хотел» и «Легче легкого». Это было интересно самим актерам, которые редко видят свои спектакли со стороны. И конечно, это расширило круг аудитории — зал «Малого» вмещает сто восемьдесят четыре зрителя, а «Ромео и Джульетту», например, посмотрели десять тысяч человек не только в Великом Новгороде, но и за компьютерами разных стран мира.

- Как родилась идея создания новых аудио-проектов «Малого»? Планируете ли вы продолжить выпуск подкастов после возвращения к привычной форме взаимодействия со зрителем? Как проходили репетиции аудиоспектакля «Чёрное молоко»?

- За время самоизоляции мы сделали целый ряд аудиопроектов. Самый крупный был подкаст аудиоспектаклей «Болдинская осень On Air», мы взяли за основу пушкинские произведения, созданные в период карантина в Болдине. Это оказался вдохновляющий опыт с «Маленькими трагедиями», поэмами, стихами и «Повестями Белкина» и для актеров, и для слушателей. И мы внезапно открыли для себя новое направление: подкасты. Теперь у театра тоже есть новая аудитория и на «Яндекс. Музыке», и в Эппл.подкастах. И мне кажется, это была прекрасная помощь для учителей, которые перешли в онлайн-образование в период пандемии. И очень приятно, что даже музей-заповедник «Болдино» делал перепосты «ВКонтакте» нашей «Болдинской осени On Air». Проект продлился до дня рождения Пушкина 6 июня, когда мы простились с нашим зрителем стихами «Прощание. Элегия», это был последний выпуск подкаста.

Другой проект «Герои дня» стал примером поддержки и вдохновения для зрителей и актеров — мы представляли прозаические и поэтические произведения великих авторов, родившихся в апреле. Выпуски выходили буквально «из дома», записывались на смартфоны актерами, редактировались звукорежиссером и обрабатывались дизайнером. Чтобы каждый день в апреле наши зрители могли увидеть, что сегодня родились Владимир Набоков, Генри Кэвилл, Леонардо да Винчи, и послушать отрывки из их произведений. Это уникальная просветительская миссия театра — даже в период трудностей поддерживать своего зрителя и заряжать его верой и надеждой.

Следующим проектом стали «Сказки моего детства» для самых маленьких зрителей, о которых мы тоже не забыли. В процессе этого аудиопроекта вы могли услышать сказки детства наших артистов (и даже увидеть наших актеров в возрасте их слушателей, маленькими детьми).

Важным проектом театра стал спектакль «Черное молоко или Экскурсия в Освенцим» по пьесе Хольгера Шобера, он изначально был задуман как постановка, которая прозвучит в период, когда будет много событий, посвященных дню Победы. Но пандемия внесла коррективы, и мы решили при поддержке Гёте-Института сделать его в более доступном формате — как аудиоспектакль, со всеми атрибутами премьеры: в определенное время, продолжительностью всего несколько дней в доступе (по авторским условиям, мы могли представить его только несколько дней). Мне кажется, для публики это важно услышать аудиоспектакль только несколько дней, как премьеру в настоящем театре — и в итоге «Черное молоко» услышали более девяти с половиной тысяч людей. Для актеров это было испытание — например, немецкий подросток, которого играет Алексей Коршунов, говорит на английском с таким «школьным акцентом», что пришлось потренироваться на записи.

- Традиционно лето для «Малого» — это гастроли. Сейчас, по понятным причинам, это невозможно. Чем театр будет заниматься на летних «каникулах»?

- Да, к сожалению, у нас длинный лист отмененных гастролей — это и Швейцария, и Турция, и Южная Корея, и участие в Национальной премии «Арлекин» в Петербурге сорвалось. Но зато у нас будет интересный опыт участия в театральном фестивале онлайн уже в июне. В Ростове в конце июня будет проходить Международный театральный онлайн-фестиваль «Лучше, чем мы»/Better than Us. Спектакль «Маленькие чувства» получил приглашение принять в нем участие — он будет выложен для просмотра в интернете на один день для международной аудитории, а потом его будут обсуждать молодые критики из Италии, России, Сербии, Румынии, США, Германии.

У фестиваля есть определенная миссия, направленная на зрителя — когда спектакль это не просто онлайн-показ ради расширения аудитории, а возможность дискуссии с молодой публикой из разных стран мира. Фестиваль родился в условиях пандемии, он проходит в Zoom и это еще один вариант онлайн-активности театра. Так что для нас это тоже первый фестиваль, в котором мы принимаем участие виртуально. Театр планирует уйти в отпуск в июле и продолжить в августе репетиционный процесс над новыми спектаклями.

- Безусловно, зрители скучают по любимому театру и ждут встречи. Как вы думаете, какой она будет? И как вы относитесь к нашумевшей «шахматной» рассадке в зрительном зале?

- Вы даже не представляете, как театр скучает по своему зрителю и мечтает о встрече! Ни какое онлайн-общение не заменит живого контакта с аудиторией. Пока «шахматная» рассадка остается предметом активного обсуждения коллег и самих зрителей, но наш театр не боится шахматной рассадки, у нас есть разные формы спектаклей, и все они будут адаптированы под новую реальность. Главное, чтобы зритель пришел в театр после долгой разлуки.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь