«Записки из Мёртвого дома». Перезагрузка

2 августа 2020 год, 18:44
«Записки из Мёртвого дома». Перезагрузка

Тысячи людей приезжают в Старую Руссу, чтобы побывать в доме, где жил Достоевский. Едут в мемориальный музей, зачастую, по зову сердца, чтобы ощутить атмосферу эпохи, семьи и творческого пространства великого русского классика. Среди многочисленных посетителей музея писателя нередки знатные гости: профессор, писатель Юрий Вяземский, актеры Ольга Кабо, Валерий Баринов, Александр Носик… Недавно поделился своим восхищением в книге отзывов после экскурсионной программы популярный телеведущий Иван Ургант.


Однако и не медийные экскурсанты вызывают к себе интерес, делясь необычными историями своего открытия Достоевского. Одну из них сотрудники Дома-музея Ф.М. Достоевского узнали от москвича Рафаэля Джагаряна, попавшего однажды в американскую тюрьму и именно там открывшего для себя классика.

Побег

Армянину Рафаэлю, управляющему московским салоном красоты, 48 лет. Десять лет назад он был очень встревожен беспорядками в столице, вызванными нападениями на мигрантов. Его брат, проживающий в США, неустанно звонил, беспокоясь о судьбе Рафаэля. На фоне всех треволнений и родилась идея уехать из России, но не по визе, в выдаче которой ему несколько раз отказано, а в качестве «религиозного беженца» одной из евангелических «церквей», которая не прошла регистрацию.

Когда план выезда был продуман до мелочей, Рафаэль через Амстердам улетел в Канкун, где на мексиканской таможне встретился с братом Артом. Вместе они благополучно добрались на таможню американского городка Идальго, но там после многократного тщательного обыска и подписания документа о добровольном задержании, Рафаэля... посадили в каталажку. Зная по рассказам брата, что ему, как «беженцу», придется провести на таможне три-четыре дня для интервью, он и не предполагал о лишении свободы на шесть месяцев.

«Меня запихнули в какую-то комнату размером три на два и заперли дверь, - вспоминает Рафаэль. - На полу были низкие военные раскладушки и пара коротеньких чистых темно-зеленых одеялец. Утром дали на завтрак сэндвич, чипсы, сок, печенье и яблоко. Затем меня вновь обыскали, вытащили шнурки из кроссовок и, надев наручники, повели в зарешеченный автобус».

Прости, Москва!

Рафаэль был доставлен в техасский центр временного задержания мигрантов в Лос-Фреснос и помещен в отдельную камеру, где были алюминиевый унитаз с умывальником, цементная «тахта», и два кондиционера. В вертикальное узкое стекло на двери наблюдали за задержанным.

«Я почувствовал себя особью в зоопарке, какой не знаю, но непременно несчастной... Я провел в «холодильнике» десять часов... Какие только мысли не лезли в голову!»

У Рафаэля изъяли все лекарственные препараты, которые он захватил с собой из Москвы. Даже успокаивающие средства не оставили, посоветовав в случае стресса принять позу лотоса и медитировать — «всё будет all right!» После обязательного душа, получения нового нижнего белья и поношенной арестантской синей робы, пластмассовых ложки и кружки «For coffee or tea», как пошутил офицер, Рафаэля поместили в одном из четырех больших корпусов в комнате на 75 человек. Она была современно оборудована телефонными автоматами и автоматами по продаже напитков и снеков, стиральной машиной и сушилкой, телевизорами на стенах, фонтанчиком питьевой воды и теннисным столом. Приемлемые, казалось бы, условия пребывания в заключении омрачались криками, песнями, сумасшедшим хохотом, сопением и храпом соседей по ночам, громким звучанием телевизоров с мексиканскими сериалами... Спустя четыре недели с момента задержания стало понятно, что для выхода на волю нужна большая сумма денег и надежный адвокат. Не было у Рафаэля ни того, ни другого...

И охватила Рафаэля безнадёга, тоска и ностальгия по России и Москве, у которой он в своём сердце попросил прощения.

Откровения

Из книг у беглеца был только разрешенный «Молитвенный путеводитель». Как когда-то на каторге у Достоевского - Евангелие. Молебны за привинченным к полу столом в сообществе заключенных-христиан вселяли Рафаэлю надежду и придавали сил.

А еще помогал Достоевский. До сих пор благодарен Рафаэль брату, приславшему книги в миграционную тюрьму, в библиотеке которой предлагались экземпляры только на английском и испанском языках.

«В посылке от брата были «Братья Карамазовы» и «Бесы». Помню, вначале я даже подумал про себя – ну, ничего себе, я и так здесь в депрессии, а тут Достоевский».

Школьное прочтение романа «Преступление и наказание» произвело на подростка Рафаэля тягостное впечатление и в дальнейшем возвращаться к романам "депрессивного" Достоевского он не намеревался... Но вынужденно читая в техасской тюрьме романы Федора Михайловича, узник стал замечать, что автором он заинтересовался больше, чем героями романов.

«Я начал понимать, что у Достоевского герои – лишь актеры, которые транслируют мне, читателю, мысли автора, который, в свою очередь, преподносит мне мысли самого Создателя. И при этом я начал замечать некоторые сходства с Достоевским: он был в остроге, а я в тюрьме в Техасе; у меня также рано ушла из жизни мать, что, как известно, оставляет сильный отпечаток на характере и дальнейшей судьбе ребенка; общие черты характера, например, отношение к деньгам, недоверчивость, обидчивость и мнительность и многие другие совпадения из детства… И, конечно же, поиски Истины и обращение к Слову Божьему, как единственному источнику ответов на вопросы жизни. Прочитав золотое высказывание Достоевского «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной», я стал осознавать, насколько глубока была вера Федора Михайловича и насколько открыто было его сердце для Христа!»

После многих испытаний и судебных перипетий на протяжении полугода, не увидев фактов о дискриминации по религиозному признаку, Рафаэлю отказали в политическом убежище и депортировали на родину.

По местам Достоевского

Еще в неволе Рафаэль решил, что выйдя на свободу, прочитает все труды Достоевского и посмотрит все фильмы по его произведениям.

«Помню, с каким трепетом я смотрел, будучи уже в Москве, фильм режиссера Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» 1968 года. Какая игра актеров! Как там мастерски представлен образ Грушеньки! Для меня все образы были такими родными, сопровождавшими и утешавшими меня весь полугодовой срок пребывания в миграционной тюрьме в далеком, таком чуждом, тропическом штате Техас!»

А дальше, в столице России, где беглеца радостно встретили друзья и коллеги, он пошел «по местам Достоевского» и в первую очередь посетил музей-квартиру Достоевского в Москве на бывшей Новой Божедомке.

«Когда я вошел внутрь комнат, показалось, что это мой отчий дом, что я тут провел свое детство и я в каком-то дежавю. Мне казалось, что сейчас я выйду на чистый двор и стану маленьким мальчиком и буду играть и скакать... Побывал и в имении Достоевских в Даровом. И опять те же ощущения, что все это мне очень близко, очень дорого, очень свято… Маменькин пруд, Федина роща, Свято-Духовской храм в Моногарово, флигель и тропинка, идущая в Черемашню, хранящую тайны семьи Достоевских».

После знакомства Рафаэля с сообществом путешественников «По следам Достоевского» и его руководителем Сергеем Жогличевым, он поехал на экскурсию в Великий Новгород и Старую Руссу.

«Старая Русса — край ароматных яблок и героев Федора Михайловича! Это было очень трогательно — после замечательной экскурсии пить кофе в музее романа «Братья Карамазовы», где заботливые сотрудники создали для меня домашнюю атмосферу. В саду дома-музея Федора Михайловича я сорвал два яблока, чтобы еще дольше продлить воспоминания об этом чудесном крае, о гостеприимстве рушан, о красивых улочках, о чудесных экскурсиях. Старая Русса, я еще вернусь к тебе и... к Достоевскому!»

«Ах, если бы вас на каторгу!»

Когда-то Федор Михайлович, вспоминая годы каторги в разговоре с другом, философом Всеволодом Соловьевым, заметил: «Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик... Христа понял... русского человека понял и почувствовал, что и я сам русский, что я один из русского народа. Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову… Ах, если бы вас на каторгу!»

Напомним читателю, что Достоевский четыре года провел в омском остроге, где, будучи в лазарете, тайно вел записи своих впечатлений в так называемой «Сибирской тетради». Позже они отразились в повести «Записки из Мертвого дома», герои и сюжеты которой напомнят о себе в последующих произведениях автора: «Дядюшкин сон», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Бесы». На каторге, в один из самых значимых этапов жизни и творчества Федора Михайловича, происходило его личностное, духовное становление.

Вряд ли кардинально изменят судьбу наши современники, скандально известные футболисты Александр Кокорин и Павел Мамаев, но именно за решеткой они вразумлялись идеями писателя с острожной судьбой. В прошлом году спортсмены, осужденные на полтора года лишения свободы за побои и хулиганство, обзавелись в колонии читательскими билетами библиотеки, судя по которым, их выбор пал на Достоевского. Если нападающий «Зенита» Кокорин предпочитал из творческого наследия Федора Михайловича такие произведения, как «Братья Карамазовы» и «Униженные и оскорбленные», то полузащитник «Краснодара» остановился на «Записках из подполья» и «Записках из Мертвого дома»...

А Рафаэлю Джагаряну Достоевский открыл новый жизненный этап: бывший узник стал исследователем творческой судьбы писателя и… публицистом. Впечатления о пребывании в миграционной тюрьме Техаса, о многонациональных сокамерниках и их нравах вошли в основу материала Рафаэля, опубликованного в одной из центральных российских газет.

Иллюстрации

Фото миграционной тюрьмы: Википедия.

Фотоколлаж с Достоевским: Наталья Прокопчук.

Остальные фото: Рафаэль Джагарян.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь