Митрополит Иларион посетил город Достоевского

7 августа 2020 год, 23:24
Митрополит Иларион посетил город Достоевского

Сегодня в Старой Руссе работала съемочная группа под руководством митрополита Волоколамского Илариона, викария Патриарха Московского и всея Руси, ведущего телепрограммы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24». Дому-музею Ф.М. Достоевского выпала честь попасть в четырехсерийный документальный фильм о русском классике по книге самого викария. Рабочее название картины — «Достоевский». Съемки проходили также в Спасо-Преображенском монастыре и Георгиевском храме. Результатом некоммерческого кинопроекта станет выход в свет фильма, посвященного 200-летию Ф.М. Достоевского, на телеканале «Культура». Премьера ожидается в следующем году, как и издание книги, по которой создается кинолента.

Иерарх Русской Православной Церкви, побывавший с рабочим визитом в Старой Руссе в роли автора сценария к фильму, ведущего и руководителя всего киносъемочного процесса, имеет весьма разносторонние интересы. Как и обязанности. Судите сами: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянный член Священного Синода, председателем Синодальной Библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, настоятель Черниговского Патриаршего Подворья.

Он автор более тысячи публикаций. В том числе — книг, посвященных жизни и учению Иисуса Христа и святых апостолов, Отцов Церкви эпохи Вселенских соборов, различным аспектам догматического учения Православной Церкви, церковно-исторической и общественной проблематике. Кроме того, владыка — автор музыкальных произведений камерного и ораториального жанров и более чем восьми десятков документальных фильмов.

Владыка Иларион прекрасно знает историю пребывания Достоевского в Старой Руссе. Он оценил старорусский музей и те детали в экспозиции, что отражают жизнь и мировоззрение писателя: восстановленную библиотеку, книгу афонского инока-путешественника Парфения, описавшего приключения, некоторые из которых отразились в романе «Братья Карамазовы».

О рождении идеи написать книгу и создать фильм о Достоевском митрополит Иларион сказал так: «В период пандемии, когда мы оказались в режиме самоизоляции, я перечитал Достоевского, которого знал с детства, с ним связана моя юность, и решил создать о нем фильм. Но чтобы его создать, нужно сначала написать книгу. Я несколько недель собирал накопившиеся мысли о Достоевском, цитаты из произведений, посвященных ему у Бердяева, Чуковского... Все это обобщил. Но главная тема моего труда и создаваемого фильма — Евангелие в творчестве Достоевского. Причем я говорю не только о том Евангелии, которое он читал, но и о том, которое он писал — о его романах Великого Пятикнижия».

По завершении съемки в старорусском Доме-музее Ф.М. Достоевского его гость любезно согласился на интервью с корреспондентом «53 новостей».

- Владыка, вы в детстве обучились игре на скрипке. Позволяете ли себе играть на этом инструменте?

- Нет, последний раз я играл на скрипке, когда мне было 14 лет. Нет уже ни навыка, ни времени, ни желания. Я иногда играю на фортепиано. Но музыку пишу без инструмента – за рабочим столом.

В 1984 году Григорий Алфеев (мирское имя митрополита) окончил школу имени Гнесиных по классу скрипки и композиции.

- Вы служили в армии. Не было ли там сложностей в связи с вашим рано сложившимся мировоззрением?

- Я служил в образцовом оркестре пограничных войск, играл на электрооргане в эстрадном составе и на духовом баритоне в строевом составе. Определенные сложности у меня были, прежде всего, связанные с тем, что я не был комсомольцем. Замполит нашего оркестра дал мне две недели на раздумья: или вступить в комсомол, или отправиться в Воркуту охранять зеков. Когда время прошло, и я мысленно приготовился отправиться в Воркуту, наш замполит исчез и никогда в нашей части не появлялся.

После армии Григорий Алфеев поступил послушником в Вильнюсский Свято-Духов монастырь. 19 июня 1987 года пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеродиакона. Затем в иеромонаха. Служил настоятелем четырех храмов Виленской и Литовской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Каунасского Благовещенского кафедрального собора. Участвовал в работе Поместного собора, избравшего Патриархом митрополита Ленинградского Алексия. Заочно окончил Московскую духовную семинарию, Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, аспирантуру МДА при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.

- Чем вам запомнилась стажировка в Оксфордском университете?

- Она мне запомнилась тем, что я занимался творчеством преподобного Симеона Нового Богослова, писал о нем на английском языке для людей, которые ничего не знают не только об этом святом, но и вообще о православных традициях. Мне было интересно рассмотреть ту духовную традицию, к которой я сам принадлежу, как бы извне, описать ее для людей, которые к ней совершенно непричастны. Я и в будущем стал пользоваться этим методом: говорить о том, что мне известно очень хорошо, и кажется мне понятным, людям, которые незнакомы с данной тематикой. Это требует определенного навыка и знания научного метода.

Владыка преподавал в свое время гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие, Новый Завет, патрологию.

- Как вы думаете, востребована ли патрология в светском обществе?

- Думаю, что востребована. Хорошим примером тому служит история с Достоевским. Он был светским человеком, но всю жизнь интересовался деяниями святых отцов, творения которых искал повсюду, просил брата прислать их сочинения. В его библиотеке были сочинения Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, книга инока Парфения. И он оттуда черпал не только вдохновение, но и сюжеты для отдельных эпизодов своих романов. А также черпал глубокие мысли, которые вкладывал в уста старца Зосимы, Алеши Карамазова и других персонажей.

В 1995 году наш герой защитил диссертацию с присуждением ему степени доктора философии Оксфордского университета.

- Для чего вам понадобилось изучать сирийский язык?

- Для того, чтобы перевести на русский язык труды преподобного Исаака Сирина, одного из авторов, которого очень любил и читал Федор Михайлович Достоевский. Но во времена писателя был известен только один том сочинений Исаака Сирина, а уже в наше время был открыт еще один том. Когда я с ним познакомился, мне очень захотелось перевести его на русский язык.

- Как вы думаете, почему книгу преподобного Исаака Сирина писатель вручает в руки не лучшему своему герою — Павлу Смердякову?

- Достоевский самого себя и круг своих интересов распределил между всеми братьями Карамазовыми, включая и их незаконного брата. Хотя это персонаж как бы отрицательный, но у Достоевского никогда не бывает стопроцентно отрицательных или положительных героев. У него всегда добро и зло в душе человека борется. И даже тогда, когда он пишет заведомо отрицательных персонажей, таких как Смердяков, он все равно частицу себя вкладывает в это. В частности, свой собственный интерес к Исааку Сирину он распределил между старцем Зосимой, воспроизводящим мысли преподобного, и Смердяковым, у которого эта книга в руках, а уж что он извлек из нее — мы не знаем.

Владыка многократно читал курсы лекций в США — на Аляске, в Нью-Йорке, в Великобритании — в Кембриджском университете. В Париже удостоен степени доктора богословия.

- Отличаются ли духовные семинарии Запада и России?

- Очень сильно отличаются, совершенно разные типы учебных заведений. В духовные семинарии в России поступают после школы, а в духовные семинарии на Западе поступают после университета. Как правило, здесь мы работаем с юношами, а там — со взрослыми людьми с семьями, детьми, то есть на уровне наших аспирантур.

У владыки Илариона богатый послужной список в сфере архиерейства, богословско-литературной деятельности, музыкально-композиторской, чему не перестаешь восхищаться. Как показало общение, он очень интересный собеседник, невероятно организованный, беспредельно талантливый и благодарный человек. От него лучится свет. Наверное, тот самый, о котором гласит Евангелие от Иоанна: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света!»

Перед отъездом владыка поблагодарил всех сотрудников музея за теплый прием и подарил одну из многочисленных своих книг.

Фото автора.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь