Архивы раскрывают тайны: в крыле у «Дракона»

13 ноября 2020 год, 23:05
Архивы раскрывают тайны: в крыле у «Дракона»

Сергей Шпуняков на фоне своего истребителя. 1944 г.. ГАНИНО. Ф. 8025. Оп. 1. Д. 562.

В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли зашифрован в них…

В юбилейный год Победы над нацизмом мы вспоминаем прославленного лётчика, Героя Советского Союза, Сергея Павловича Шпунякова. Его воспоминания легли в основу книги «В крыле у «Дракона», изданной при участии Государственного архива новейшей истории Новгородской области. Детство, семья, школа и первая любовь — с этого начал свой рассказ боевой лётчик.

Сергей Шпуняков родился в деревне Слутка Новгородского района 14 сентября 1922 года. Позже в своей автобиографии Сергей Павлович напишет, что он из рабочих и крестьян. Отец будущего лётчика до 1914 года трудился в городе Ревеле (сейчас — Таллин) на судоверфях. В 1914 году участвовал в боях Первой мировой войны, служил кавалеристом. Когда грянула революция, вступил в Красную гвардию, принимал участие в охране революционного порядка в Петрограде. Участник боёв с войсками генерала Юденича, за что был награждён именным клинком. В 1930-х отец строил Днепрогэс, до войны работал в автомастерских в посёлке Кречевицы. Мама Сергея трудилась в колхозе.

Сергей Шпуняков в школьные годы. Новгород. 1938 г. ГАНИНО. Ф. 8025. Оп. 1. Д. 558.

Сергей рос в семье, где было ещё двое детей: старший брат Николай, родившийся в 1919 году, и младший — Алексей, 1929 года рождения. Сначала Сергей учился в начальных классах в Слутской школе, в старших — в Кречевицах. Деревня Слутка располагалась на противоположном берегу реки Волхов, приходилось плавать на лодке, а потом на пароме.

Стать лётчиком Сергей Павлович хотел с детских лет, ведь он жил напротив посёлка, где с 1927 года стали базироваться авиаторы. В то время многие мальчишки мечтали стать лётчиками. Эта профессия в начале двадцатых считалась одной из самых популярных. Сергей вместе с друзьями заворожено следил за полётами. Для того, чтобы стать таким же, как эти ребята-орлы, необходимо было хорошо учиться, быть физически выносливым. Поэтому он старался подготовить себя физически, летом плавал, не раз переплывал Волхов, зимой ходил на лыжах на десятки километров, катался на коньках.

Закончив в 1940 году десятый класс, Сергей Павлович успешно поступил в лётную школу, а выпуск его пришёлся уже на самый разгар новой мировой войны. Позже он напишет: «… Я смотрю сейчас на многочисленные кнопки моей уже старенькой машинки «Москва», и невольно они воспринимаются как кнопки (гашетки) на ручке управления истребителем. И вспоминаю свой первый вылет из Краснодара (Пашковская) 20 апреля 1943 года. Из 335 боевых вылетов, выполненных за войну, этот — самый трудный и самый памятный…» (В крыле у «Дракона»: Воспоминания Героя Советского Союза новгородца Сергея Павловича Шпунякова. Великий Новгород, 2008. С. 8).

Воспоминания о начале войны, первом её дне сохранились в памяти будущего лётчика навсегда. Он учился в лётной школе №7 в Сталинграде. Изучал теорию с ноября 1940 года, а уже в январе-феврале 1941 года курсанты осваивали полёты. До начала войны оставалось совсем немного.

22 июня 1941 года в солнечный выходной Сергей играл в футбол. Играли две эскадрильи на две, остальные в болельщиках. В полдень динамики на столбах объявили о важном правительственном сообщении: «Товарищи! Граждане Советского Союза! Вероломный враг напал на нас в четыре утра…» В заключение: «Советский народ победит! Враг будет разгромлен. Победа будет за нами!» (В крыле у «Дракона». С. 19).

Война не давала времени на раскачку, сокращались программы подготовки военных лётчиков. То, что в мирное время осваивали курсанты за два года, необходимо было изучать в два раза быстрее. Самых способных к обучению пересадили на самолёты И-16 уже к ноябрю 1941 года. Готовили к досрочному выпуску. Сергей Павлович уже к январю 1942 года мог оказаться на фронте. Но, как вспоминал Шпуняков, помешала фамилия — отобрали курсантов по букву «О», до него очередь не дошла…

И снова обучение. Осваивал новый самолёт — в училище стали поступать машины Як-1. Новейший по тем временам самолёт Сергей изучил быстро, начались вылеты. В июле 1942 года он был направлен в 8-й запасной истребительный авиационный полк, который базировался на аэродроме Багай-Барановка, но мечтал попасть в боевой полк и оказаться на Волховском фронте. Лётчик написал рапорт о своём желании участвовать в сражениях на родной земле. В своём рапорте указал, что он из Новгорода, родители потеряли жильё, бедствуют в прифронтовой полосе, живут в лесу, без адреса. К этому времени погиб старший брат Сергея — Николай Шпуняков, погибли два двоюродных брата. Велико было желание мстить гитлеровским захватчикам. Рапорт помог. Лётчика зачислили в 635-й истребительный авиационный полк. Но к этому моменту временно прекратился выпуск боевых самолётов Як-1, немцы разбомбили завод под Саратовом, вывели из строя цех подшипников, летать было не на чем.

После долгого ожидания Сергей Шпуняков наконец попал в корпус Евгения Савицкого, впоследствии маршала авиации, дважды Героя Советского Союза. С этого момента началась судьба фронтового лётчика-героя Сергея Павловича Шпунякова. Он стал пилотом прославленного 402-го истребительного авиационного полка.

Самый молодой лётчик-истребитель свой первый бой вспоминал так: «…Утром постановка задачи… Её ставил командир дивизии штурмовиков Концевой… Штурмовикам задача: два вылета с аэродрома Краснодар на Мысхако… лететь 110 километров. Истребители сопровождают штурмовиков на отражение удара двух свежих дивизий немцев, пытающихся сбросить морской десант».

Шли в бой, прощаясь друг с другом, ведь перед лётчиками была поставлена сложнейшая задача. В этом сражении приходилось отбиваться от «мессершмиттов».

В бою самолёт Сергея Шпунякова потерял около метра левого крыла, и еще попало по хвосту машины. Она пошла в штопор, и немцы зафиксировали это на фотокинопулемёты. В голове Сергея промелькнуло: «И никто не узнает, где могилка новгородца». Как потом вспоминал Герой, была мысль — прыгать, но он принял решение сажать машину. Плавными движениями ему удалось вывести «Як» из штопора, при минимальной высоте, почти над землёй. Он успел вспомнить маму и свою учительницу. Посадил самолёт неимоверными усилиями. После осколочных ранений, полученных в первом же бою, пришлось полежать в госпитале. Так младший лейтенант Шпуняков получил свою первую награду — орден Красной Звезды.

По итогам этого сражения было сбито пять лётчиков, четверо из них погибли. Сергей Павлович принял боевое крещение. Потом были бои за Кавказ. Лётчик выполнил 15 боевых вылетов, участвовал в четырёх боях. В мае 1944 года были получены новейшие самолёты Як-9т и Як-9к с пушками 37 мм и 45 мм, были учтены недостатки кубанских боёв — на большинстве самолётов-предшественников не было радиопередатчиков. В мае и июне 1944 года полк, в котором воевал Шпуняков, стал преимущественно ночным — это был единственный из шести полков авиакорпуса, осваивающий ночные полёты.

Сергей Павлович Шпуняков (справа) рассказывает о войне. ГАНИНО. Ф. 8025. Оп. 1. Д. 610.

В Крыму в одном из боёв над Сивашем летчика тяжело ранили. Забинтованный, словно кукла, он пролежал в бинтах неподвижно больше месяца. В конце концов, врачи решились на выписку. К этому времени его 265-я Мелитопольская истребительная авиационная дивизия вошла в состав 1-й воздушной армии, полк действовал на Белорусском фронте, освобождал Белоруссию. Осенью 1944 года стали готовиться к Висло-Одерской операции.

В декабре 1944 года авиакорпус в составе 1-го Белорусского фронта под командованием Жукова готовился к завершающим боям в Великой Отечественной войне. Войска продвигались очень быстро.

Читая воспоминания Сергея Павловича, понимаешь, как много на войне значила техническая исправность боевых машин. Так, в декабре 1944 года у Як-3 в массовом порядке стали отрываться плоскости: несколько опытных лётчиков погибло из-за этого дефекта. С авиазавода из Саратова были срочно доставлены бригады специалистов с необходимыми материалами и деталями, и лётчики, механики вместе с заводскими специалистами день и ночь устраняли конструктивные недоработки.

В конце февраля 1945 года, выполняя ночью боевое задание по доставке секретных документов в штаб воздушной армии, старший лейтенант Шпуняков сам чуть не разбился. Неплотно были завинчены винты гаргрота — объёмного продольного обтекателя на фюзеляже самолёта, из-за чего при посадке едва не произошла катастрофа: «Выпускаю шасси, самолёт от этого тормозится в воздухе, плохо завёрнутые винты гаргрота не выдерживают, и кипа бумаг, весом килограммов в тридцать, бьёт мне по затылку. Я в шоке. Такого оборота совершенно не ожидал. Бумаги давят на меня так, что почти ничего не вижу. Захожу по полосе, пытаюсь закрылки выпустить, но не могу — указателя скорости тоже не вижу. На посадке я отбил левую ногу шасси, погнул винт… Едва успел доложить, что у меня там сзади пакеты, почта, как потерял сознание».

Бои в небе ближе к Берлину были самыми ожесточёнными. У фашистов появились самолёты с реактивными двигателями. Но успех не сопутствовал вражеской авиации, два немецких новейших самолёта уже были сбиты, в том числе и Евгением Савицким.

Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка Сергей Шпуняков. Берлин. 9 мая 1945 г. ГАНИНО. Ф. 8025. Оп. 1. Д. 560.

До победы долетели лишь три выпускника Сталинградского училища. 86 однополчан Шпунякова погибли на фронтах Великой Отечественной войны. 15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему лейтенанту Сергею Павловичу Шпунякову было присвоено звание Героя Советского Союза. В наградном представлении записано: «Тов. Шпуняков участник войны на СКФ с 20.04.43 по 3.06.43, на Украинском фронте с 1.09.43 по 12.05.44 г., на 3-м Белорусском фронте с 12.05.44 по 9.09.44 г., на 1-м Белорусском фронте с 15.11.43 по 9.05.45 года.

За время боевых действий на Кубани совершил 15 боевых вылетов, провел 4 воздушных боя, боевые задания выполнял ведомым пары на самолете Як-1.

За время боевых действий на 4 Украинском фронте совершил 147 успешных боевых вылетов, провел 17 воздушных боев, в результате которых лично сбил 10 самолетов противника, боевые задания выполнял на самолете Як-1 и Як-9.

На 3-м Белорусском фронте тов. Шпуняков совершил 79 успешных боевых вылетов, провел 7 воздушных боев, в результате которых лично сбил 1 самолет противника, боевые задачи выполнял на самолетах Як-1.

За время боевых действий на 1-м Белорусском фронте тов. Шпуняков совершил 94 боевых вылета, провел 23 воздушных боя, в результате которых лично сбил 4 самолета противника. Боевые задания выполнял на самолётах Як-3…

Вывод: За героизм, мужество, стойкость и отвагу, проявленную в борьбе с немецкими оккупантами, за 335 совершенных успешных боевых вылетов, 15 лично сбитых самолетов противника и успешные штурмовые действия по войскам и аэродромам противника тов. Шпуняков достоин высшей правительственной награды звания «Герой Советского Союза».

Среди документов, которые хранятся в Государственном архиве новейшей истории Новгородской области, немало фотографий Героя. В 2008 году увидели свет воспоминания лётчика-истребителя. Над книгой «В крыле у «Дракона» работали Сергей Фёдорович Витушкин, фотохудожник и краевед Александр Иванович Орлов, дочь Героя Людмила Сергеевна Мостовая (Шпунякова), сотрудники архива. Памяти прославленного новгородца была посвящена выставка «И вечный бой…», подготовленная по материалам, которые легли в основу издания.

Сергей Павлович Шпуняков за шахматной доской. ГАНИНО. Ф. 8025. Оп. 1. Д. 563.

Сергей Павлович прожил большую жизнь, проводил много встреч с молодёжью, рассказывал о войне. Он умер 2 января 2004 года, похоронен на Западном кладбище. Имя Героя Советского Союза Сергея Павловича Шпунякова носит школа в Кречевицах. На доме №41 по проспекту Александра Корсунова, где жил Герой Шпуняков, установлена мемориальная доска.

Светлана Петровна Егорова,
старший научный сотрудник

отдела по научно-информационной работе

и переводу документов на открытое хранение

«Государственного архива новейшей истории Новгородской области»

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь