Волнение как движение вверх. О премьере в театре «Малый»

18 ноября 2020 год, 18:58
Волнение как движение вверх. О премьере в театре «Малый»

Чтобы брать интервью у великого писателя, надо испытывать большое волнение. Премьера в Новгородском театре «Малый» заставляет трепетать — это совсем свежая пьеса одного из самых маститых современных российских драматургов Ивана Вырыпаева.


Не секрет, что драматург создавал её специально для Алисы Фрейндлих во время ее бенефиса в петербургском БДТ, что нисколько не умаляет ценности пьесы для российского театра. «Волнение» — пьеса замечательная, как шкатулка с двойным или тройным дном. Для зрителя есть заманчивый, почти бродвейский сюжет про таинственного писателя-отшельника и интервью, а для актеров — возможность сыграть движение вверх, от триллера к детективу и до философской притчи.

Для режиссера Надежды Алексеевой такая пьеса — несомненная удача, когда за изысканной картинкой скрывается история о разного рода волнениях: любовных, мистических, преступных, творческих. По сюжету, знаменитая американская писательница Улья Рихте соглашается на интервью под давлением своего литературного агента — она может упустить Нобелевскую премию по литературе, и интервью с польским журналистом призвано сделать ее фигуру более публичной и открытой.

Зрителя приглашают в модную гостиную в районе Манхэттена, чтобы стать соучастником большого шоу. Тут вам и буржуазный уют, и место встречи со знаменитостью в привычной обстановке, и скелеты в шкафу, которые должны выпасть. Но там, где пьеса может показаться просто триллером, режиссер выводит ее на уровень философской притчи о воображении и творчестве.

Художник Игорь Семенов делает доминантой современное искусство, несколько полотен с визуальными иллюзиями – по центру на бетонной стене модной гостиной изображен черно-оранжевый шар в разбивающихся пикселях и, если долго приглядываться, кажется, что картина живет своей жизнью, вращается и переливается. Художник по свету Лариса Дедух усиливает это ощущение нереальности, когда в моменты вещания таинственного Голоса высвечивает только этот пульсирующий шар, который переливается как отдельная вселенная или разбитое на пиксели сердце. Голос (актер Андрей Данилов невидимо присутствует в этой гостиной) подает ремарки, иногда рассказывая детали из жизни героев, иногда насмехаясь или философствуя, но достигая настоящей драматической кульминации в финале, читая отрывок о волнении любви.

Главная героиня Улья Рихте — блестящая сочинительница и мистификатор. Даже ее появление обставлено театрально — суетится деловая свита, настраивается оркестр, пристреливается фотограф к нужному ракурсу, чтобы вошла она — безупречная дива, в экзотическом красно-пестром наряде «от кутюр».

Любовь Злобина в этом образе — уверенная и артистичная дива, которая сама закручивает маховик разговора. Она может сочинить об отце-нацисте и матери, потом поправить, что автор всегда имеет право на вымысел. Ее ответы, развернутые, почти романные сюжеты, за которым увлекательно идет зритель. Это такое шоу «жизнь человека», за которым интересно наблюдать — а сама Улья Рихте увлекательно меняет повороты сюжета: управляя наивным журналистом или флиртуя с фотографом, который, похоже, единственный понимает ее тонкий перформанс. Для Любови Злобиной ее персонаж достигает античных высот в финале, когда из-под маски вечного объекта искусства проступает субьект, личность, проповедующая право на творчество, на создание мифа.

Олег Зверев в роли литературного агента звезды Стивена Ракуна — словно персонаж голливудского фильма о том, как должны выглядеть и вести себя «двойные агенты»: он мягок и податлив в начале и умело плетет интригу, в которую вовлекает неопытного провинциального журналиста.

Он умеет изящно пойти наперекор боссу-звезде, если считает, что она может провалить его интересы и манипулирует всеми, практически не повысив тона голоса.

Единственный, кто может возразить капризной звезде — фотограф Майкл (Алексей Тимофеев), который уже столь привычен в работе с разного рода звездами, что его трудно удивить.

Алексей Тимофеев в этой роли — дерзкий и откровенный циник, который восхищается не талантом Ульи Рихте, но ее способом творчества, высотами ее воображения. С одной стороны, он всегда вне разговора, но он и есть тот зритель, который через объектив увлекательно воспринимает все рассказы писательницы.

Рядом с ним герой Алексея Коршунова, журналист Кшиштоф Зеленский — комичный журналист, очень характерный, с нервическим темпераментом. 

Он искренне верит в будущее интервью и так смешно пытается балансировать между независимостью в суждениях и поклонением перед великим автором, так нелепо попадает в самые известные журналистские ловушки «не спрашивать о нескольких вещах», попадает на все крючки и ловушки.

Его судьба, скорее всего, незавидна, его проглотит издательский бизнес и манипуляторы — но он так прекрасен в своей попытке искренности и попытке независимости, что очаровывает и Улью Рихте, и публику.

Натали, дочь писательницы, один из самых загадочных и красивых персонажей спектакля. Актриса Елена Федотова, которая сногсшибательно выглядит как взбешенная белокурая бестия на высоких каблуках в модном брючном костюме — и защитница интересов матери, и вечно нервная дочь, которая ожидает болезненного укола, насмешки, вызова. Ее постоянный нерв — в порывистых жестах, улыбках, беспокойных движениях между стойкой, креслами, ноутбуком.

Она как ртуть, чувствует изменения в атмосфере, мгновенно принимает решения, пытается подстраховать все риски, просчитать убытки, но в игре Елены Федотовой за всем этим проглядывает образ — маленькая девочка, которая пытается уберечь свою эксцентричную мать от ударов судьбы. Она расцветает, флиртуя с брутальным фотографом. Действительно, ее сходство с цветком подчеркнуто-женственно. Натали — практически единственная героиня, которую таинственный Голос не описывает и не раскрывает ее мотивы — о ней судьба умалчивает. Тем не менее, она едва ли не самый обаятельный и тонкий герой этой семейной драмы, девочка, которая все время «падает вверх», чувствуя бездну, и говорит великой писательнице: «Мне страшно, мама!».

В спектакле «Волнение» есть особая атмосфера надвигающегося цунами, которое сметет жизнь героев. Но главной героине уже неинтересны руины, которые останутся после нее, ей интересна высота, которую она может достигнуть, и трепет, который можно испытать при соприкосновении с вечностью. Сделать это можно только из большой любви, потому что любовь, по словам Ивана Вырыпаева, это волнение.

Фото: Марина Воробьёва

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь