В репертуаре новгородского театра «Малый» появился спектакль «Дети ворона» о страшных временах

17 января 2021 год, 16:15
В репертуаре новгородского театра «Малый» появился спектакль «Дети ворона» о страшных временах

Говорящие птицы и куклы, туман другого мира и ленинградские дворы-колодцы, будто зачарованный город и пронзительная история. Спектакль для подростков и молодых зрителей, который появился в афише Новгородского театра «Малый», откровенно говорит о неудобных темах и страшных временах, но в очень понятном формате — здесь исторические факты накладываются на фантастический сюжет о том, как мальчик пошел против страха и победил его. Это тревожный, интересный и важный спектакль о времени Того-кого-нельзя-называть.


Юлия Яковлева создала книгу «Дети ворона» из цикла «Ленинградские сказки», смешав магический реализм с историческими реалиями тридцатых годов, эпохи начала Большого террора. Книга вышла в издательстве «Самокат» и сразу обрела как большое количество сторонников, так и тех, кто посчитал, что говорить об истории репрессий с подростками — рано, не ко времени и просто не нужно.

Внезапный ужас, который появляется в жизни двух детей Шурки и Таньки, связан с непониманием, почему невиновных родителей забирает «черный воронок». Вот сначала они — благополучные дети, Марина Вихрова играет заучку-Таньку со скрипичным футляром, Шурка в исполнении Алексея Коршунова — бесшабашный, романтичный, склонный к авантюрам— поднимает бумажку, которую выбросили из товарного вагона, это чье-то письмо родным. С маленького эпизода начинается большая история противодействия страху и его гнетущей атмосфере. Режиссер Надежда Алексеева идет по истории «Детей ворона» как по взрывоопасному ландшафту, но действие здесь бестрепетное, энергичное и стремительное — потому что сила в правде.

Актеры в черных толстовках сначала выглядят как современные люди и античный хор одновременно — они как раз и качнут маятник времени от нас, сегодняшних, привыкших к быстрой информации и фактологии, пригласят в 1938 год, где живет мальчик Шурка.

Костюмы здесь быстро трансформируются — мама в красном беретике в исполнении актрисы Любови Злобиной, суетная, трепетная, порхающая над чадами, и быстро исчезающий папа (Олег Зверев), который вместо красного жилета вдруг одевает золотистый с искрой халат и превращается в сварливую соседку в бигуди, мечтающую заполучить комнату соседей по коммуналке. Помогает изменению времени и видеоарт от художника Анастасии Алексеевой — за спинами актеров он сначала выглядит как большие серые плакаты разного формата, которые оживут видеохроникой, образами птиц, узнаваемыми открытками Ленинграда, превратятся в огромное следящее око или станут порталом, который уводит по лестницам главного героя из страшного серого дома. Здесь видео — тоже своего рода увеличенные пиксели реальности, пиксели складываются в очередь около Крестов, ожидающую передачи, в волшебное ухо, которое может слышать шепот даже Крысы (замечательный эпизод с Мариной Вихровой, очень юморной и яркий, в котором Крыса обретает черты волшебного помощника).

Осиротевшие дети просят помощи у птиц — и тут исторический вектор меняется на фантазийный, птицы обретают человеческие голоса и вздорные характеры.

Элегантные вороны в котелках или свободные серебряные чайки, озорной воробьишка в детдомовской шапке и колготках (Кристина Машевская), самовлюбленный зазнайка-лебедь, рассматривающий свою красоту в зеркале (Олег Зверев) — их образы очеловеченные, иногда юмористические, вышедшие из детской фантазии, гораздо ближе и понятнее, чем недомолвки взрослых о Вороне и его силе. Ворон тоже появится — как кинематографический образ, облаченный в крылья-щиты, будто отлитый из чугуна, способный забрать ребенка и превратить его в куклу.

Отдельно хочется отметить образы детей, которые в виде кукол создала художница Оксана Немолочнова — трогательные, очень индивидуальные лица, которые мальчик Шурка встречает в Сером доме, куда его, как и других детей врагов-народа, забирает безымянная сила Ворона. 

Актеры обращаются с куклами-героями с огромной нежностью, у них выразительные жесты, движения, голоса и кажется, что видишь характер каждого мальчика, как бы его не унифицировала его серая казенная одежда. Шурка вырывается из плена серого дома, но в самом спектакле именно Серый дом становится паузой, в которой время спектакля будто замирает.

Страшный образ надсмотрщицы Тумбы, которая в Сером доме дает детям новые имена, создает актриса Любовь Злобина. В самом начале она еще трепетная, хрупкая мама, в Сером доме уже грубая напористая мачеха детям «врагов народа», а в конце — приемная мать, которая стойко, смело и вызывающе забирает детей и спасает их. Такой сложный драматический рисунок замечательно поддерживает талант актрисы, которая находит в своих героинях и нотку иронии, и юмора, и трагического накала, и легкости.

Интересно, что спектакль, несмотря на сложность темы, не оставляет гнетущего впечатления, хотя в нем звучит трагичность момента. Он — яркий пример динамичного разговора с молодым зрителем о смелости и преодоления страха, в котором есть так любимая молодыми нота фантастики, юмора и геройства. Он создан современными яркими выразительными средствами с блестящим актерским ансамблем (всего четыре актера создают многонаселенную историю «Детей ворона»: Алексей Коршунов, Олег Зверев, Любовь Злобина и Марина Вихрова). Эта театральная история режиссера Надежды Алексеевой и команды «Малого» театра вызывает огромное уважение к тому, что взгляд создателей спектакля обратился именно к этой книге, к истории о детях, потерянных внутри исторического контекста. И в финале бравурного марша все острее стучит сердце… или это просто стук в двери, который напоминает: я есть.

Фото: Марина Воробьева

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь