«Скажите номер вашей карты»: как не стать жертвой киберпреступника

17 января 2021 год, 17:36
«Скажите номер вашей карты»: как не стать жертвой киберпреступника

Давить нужно на чувства и эмоции, а действовать — как можно скорее, не оставляя жертве и минуты на раздумья. Это рецепт удачи сегодняшних кибермошенников.


Они хорошие манипуляторы и психологи, поэтому используют самые чувствительные мотивы: беспокойство за близких, волнение за свой телефонный номер, счёт в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз или купить что-то подешевле. И для этого они используют самые разные схемы мошенничества.

Страшный монолог

Как действуют мошенники? Для начала типичный рабочий монолог.

«Здравствуйте, меня зовут Алексей Федотов (имя изменено). Я являюсь старшим специалистом службы финансового мониторинга Сбербанка России. По системе нашего банка отображается попытка перевода денежных средств с вашего лицевого счёта. Вы данные действия самостоятельно совершаете? Если нет, то в таком случае по отношению к вам производят мошеннические действия. По регламенту банка вам нужно зафиксировать несанкционированный вход мошенника в ваш личный кабинет. Скажите, Лариса Ивановна (имя изменено), возможно у третьих лиц есть доступ к вашей карте? Карта не утеряна? Денежные средства до получателя не дошли, они были переведены в ячейку временного хранения нашего банка. Как вам будет удобнее идентифицировать вашу личность: по номеру договора или по номеру карты? За картой закреплены ваши личные данные, если хотите, могу вам их назвать. После того как я зафиксирую номер договора или номер карты, я отправлю вам смс-уведомление на ваш номер телефона с пятизначным кодом протекции. Ваши личные данные: дата рождения 13.08.1954, серия паспорта 46**. Теперь у вас есть сомнения, что я не являюсь сотрудником банка?»

Сидя в спокойной обстановке перед экраном монитора и читая этот «монолог», возможно, вы не поверите ни единому слову. Но когда монотонный голос на другом конце провода сообщает вам такую внушающую страх информацию, да ещё постоянно торопит и подгоняет, вы невольно можете стать жертвой мошенника. Также как и Лариса Ивановна, и многие жители Новгородской области ежедневно.

Нам всё время кажется, что мы уж точно не поведёмся на такие уловки. Но статистика доказывает обратное: с января по ноябрь 2020 года в регионе совершено более 1 800 киберпреступлений, что на 57% больше, чем в прошлом году. Самые распространённые: звонки от имени сотрудников банков или правоохранительных органов, покупка-продажа товаров на торговых интернет-площадках, участие в розыгрышах и акциях. Эпидемиологическая ситуация и сюда внесла свои коррективы: появились случаи мошенничества с выплатой компенсаций по коронавирусной инфекции.

Помните, что сотрудники банков никогда не спрашивают и не уточняют данные банковских карт и счетов, включая ПИН и CVV-коды. У кредитных организаций имеется вся необходимая им информация. А та, что по условиям обслуживания известна только вам, только вам и известна должна быть.

Вместо того, чтобы позвонить кому-то из близких или перезвонить по настоящему номеру в банк, Лариса Ивановна начала выполнять то, что ей говорил молодой человек. Она дошла до банкомата и в итоге перевела мошеннику почти 100 тысяч рублей.

Социальные технологии

Среди новых приёмов мошенников — использование технологий «deepfake». Это правдоподобная подделка голоса. Людям словно звонит их любимая дочь, жена или бабушка, которая попала в беду. На самом же деле, это изменённый голос мошенника.

От кибернападения не застрахован никто: ни стар, ни млад. При покупке-продаже на торговых интернет- площадках — потерпевшие, чаще всего, молодые люди. Звонкам из «банков» больше доверяют пожилые. Они, порой обделённые вниманием, становятся излюбленной мишенью для манипуляций мошенников. Кстати, детям и внукам важно понять, что дела и работа будут всегда, а общение с близким человеком — нет. Важно рассказывать своим родственникам о таких ситуациях, объяснять механизм обмана и посоветовать согласовывать с вами любые действия.

Вечером Лариса Ивановна рассказала историю сыну. Тот посмотрел смски пенсионерки и обнаружил, что средства переведены не на специальный счёт, а просто другому человеку. После обращения в банк выяснилось, что никакая служба мониторинга Ларисе не звонила.

«Но они называют меня по имени и отчеству, ещё и паспортные данные знают!» - часто именно это становится решающим аргументом в пользу «спасения» своих счетов. Но все эти данные можно найти, например, в социальных сетях почти у каждого. Некоторые даже отправляют свои документы, в том числе и сканы паспортов, знакомым или родственникам через те же социальные сети. Не стоит передавать личные данные в интернете, страницы взламываются в наше время очень легко.

«Моя близкая родственница попала в аварию, состояние очень тяжёлое! Срочно нужны деньги на операцию, любые средства важны… Деньги можно перевести по этому номеру телефона 89*********», - такой полный отчаяния пост вы видите на странице знакомого. Первая реакция, конечно же, очевидна: надо помочь. Вы переводите крупную сумму, решив не беспокоить человека в трудной ситуации. А на следующий день узнаёте, что страница была «взломана» мошенниками, и деньги ваши пойдут совсем не на помощь пострадавшей. Двухминутный звонок может или спасти ваши средства, или всё-таки убедиться, что перевод попадёт в нужные руки.

Лариса Ивановна написала заявление в полицию. За день это был уже третий случай. Раскрываемость интернет-мошенничеств довольно низкая из-за ряда трудностей.

Кто с этим борется

С 2019 года на базе Управления уголовного розыска УМВД России по Новгородской области создано подразделение по преступлениям, совершённым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, которое включает шесть человек.

Рассказывает Вячеслав Колотило, заместитель начальника отдела Управления уголовного розыска УМВД России по Новгородской области: «Номер мошенника может полностью совпадать с номером банка. Сейчас номер телефона можно поменять на любой, просто скачав специальную программу или найдя нужный сайт. Мошенники используют технологию IP-телефонии, при которой отследить номер виртуального оператора невозможно — чем и пользуются злоумышленники. Ещё сложность в том, что преступники находятся не в нашем регионе. Они находятся на территории всей страны. У нас налажено взаимодействие с другими регионами: если где-то раньше задерживают преступника, мы сразу же связываемся, выезжаем и раскрываем преступление уже не на территории Новгородской области.

Всё зависит от граждан. Лучше лишний раз проверить информацию: кто звонит и зачем. Прервите разговор и перезвоните на реальный телефон банка. На самом деле, банки не будут настойчиво навязываться и перезванивать с двадцати разных номеров, как это иногда бывает».

Внушает оптимизм, что на базе Новгородского университета, при поддержке правоохранительных органов, также создано студенческое объединение «Кибердружина НовГУ». Участник сообщества Дмитрий Михайлов рассказывает: «Я сам недавно «попался на удочку», хотя до этого думал, что со мной такое никогда не случится. Не ведите никакие переговоры, связанные с деньгами, с незнакомым человеком через социальную сеть. Пусть даже если сумма небольшая, и человек внушает доверие, предоставляет все необходимые документы и даже говорит адрес организации — это не исключает возможность мошенничества».

Команда работает с самой разной аудиторией: начиная от школьников младших классов, заканчивая людьми пожилого возраста. Присоединиться к ней может любой человек, желающий сотрудничать с УМВД области и вносить свой вклад в предотвращение киберпреступлений.

Мы собрали и мнения сотовых операторов.

«При обращении клиентов к нам по ситуациям с мошенничеством, мы передаём информацию о номерах мошенников в дирекцию безопасности, - делится наработанной практикой Мария Балутина, PR-менеджер «Билайн» Северо-Западного федерального округа. - В случае выявления признаков мошеннических действий, номер блокируется, если он принадлежит нашей компании».

Пресс-служба «МегаФона» советует: «Если всё же клиент столкнулся с киберпреступниками, не стоит впадать в панику, перезванивать на неизвестные номера, переводить деньги и разглашать свои персональные данные». «МегаФон» помогает ряду банков с блокировкой вызовов, поступающих клиентам с подменой номера на телефон банка. В 2019 году предотвращено более 700 тысяч таких звонков. В тандеме с другими операторами компания разработала специальное технологическое решение, которое позволяет банку в режиме реального времени получать информацию о любых подозрительных вызовах их клиентам. Если номер есть в «черном списке», банк информируют прямо в момент звонка, чтобы к операциям клиента в это время сотрудники отнеслись с особым вниманием.

«Нужно быть внимательными, критично относиться к информации в интернете и надёжно защищать мобильные устройства. Помните, оставляя свои контактные данные на подозрительных сайтах, импульсивно переходя по присылаемым ссылкам, вы сами вписываете ваш номер в «базу контактов» мошенников, - советует директор филиала МТС в Новгородской области Алексей Хотяшов, - борьба с мошенниками — задача правоохранительных органов. Вам же важно защитить себя и близких».

Так как Лариса Ивановна сама переводила деньги мошенникам, банк ничем помочь не сможет. И хотя владельца счёта, скорее всего, найдут, ждать возврата украденных денег вряд ли стоит. Помните, что для злоумышленников нет «неинтересных» аккаунтов в социальных сетях или номеров телефонов – каждый может попасть в фокус их внимания.

Фото автора.

Иллюстрации: Анастасия Короткова.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь