Дмитрий Асташкин: «История Холокоста — очень актуальный урок»

27 января 2021 год, 22:37
Дмитрий Асташкин: «История Холокоста — очень актуальный урок»

Сегодня, 27 января, международный день памяти жертв Холокоста. Именно 27 января 1945 года Красная Армия освободила узников лагерь смерти Аушвиц-Биркенау.


Среди освободителей были и четыре новгородца. В 2005 году Генеральная ассамблея ООН постановила, что Международный день памяти жертв Холокоста будет отмечаться ежегодно и что недопустимо любое отрицание Холокоста — будь то полное или частичное. Тем не менее, вчера в Ленинградской области произошел скандал — на вебинаре для учителей лектор заявил, что «Холокоста не было».

О теме Холокоста «53 новости» поговорили с Дмитрием Асташкиным, старшим научным сотрудником Санкт-Петербургского Института истории РАН, доцентом кафедры журналистики НовГУ.

— Когда вы начали писать о Холокосте?

— Впервые я написал о Холокосте в 2007 году. Тогда состоялось открытие памятного камня жертвам Холокоста из города Сольцы Новгородской области. В 1941 и 1942 годах мимо здешних сосен оккупанты вели на расстрел десятки евреев. Самому старшему из них было за 70, самой младшей — два года. Освещать открытие меня пригласил профессор Борис Ковалев, региональный представитель Научно-просветительного центра «Холокост». В итоге мои тексты и фотографии вышли в трех газетах: «Еврейские новости», «Аргументы и факты — Великий Новгород» и «Новгородский университет». С тех пор я систематически пишу научные и публицистические тексты про преступления в период Холокоста на территории Северо-Запада России.

Я регулярно принимаю участие в проектах и мероприятиях НПЦ «Холокост», стал его региональным представителем с 2014 года. О своем опыте регулярно рассказываю в новгородских медиа. Кроме истории Холокоста я также занимался темой экстремизма и ксенофобии в рамках преподавания курса «Правовые основы журналистики». В том числе пытался понять, как можно противодействовать этим настроениям.

— Стоит ли давать возможность высказаться в СМИ представителям неонацистских взглядов и отрицателям Холокоста?

— По поводу неонацистов — существует законодательство, которое прямо запрещает неонацизм и, конечно же, никаких неонацистов в СМИ быть не может по юридическому определению. Эта практика действует не только в России, но и в других странах. Даже если какое-то СМИ предоставит слово неонацистам на своей площадке, оно будет отвечать перед законом. Таким образом, это вопрос не этики, а соблюдения законов. По поводу отрицателей Холокоста. Тут ситуация сложнее, потому что такие люди в отличие от неонацистов маскируются под ученых. СМИ должны разделять профессиональных историков и таких вот ревизионистов. В своих аргументах отрицатели, по сути, оправдывают нацистские преступления.

— Считаете ли вы важным освещение истории Холокоста в контексте предотвращения межнациональных конфликтов?

— История Холокоста прямо говорит, что насилие над людьми — недопустимо. Уничтожение, преследование, любое притеснение людей по национальному признаку — это зло. Мне кажется, что тот, кто изучает историю Холокоста, становится гуманнее к людям, гуманнее к представителям других национальностей. Таким образом, история Холокоста — очень актуальный урок.

По истории Холокоста как главного зла ХХ века существует консенсус, эта тема включена в школьную программу, постоянно фигурирует в СМИ и так далее. По другим межнациональным конфликтам консенсуса нет ни в обществе, ни в медиа. Например, тема армянского геноцида, межэтнические столкновения в Африке... Журналисту тяжело найти независимую интонацию историка, воспарить над схваткой — в большинстве случаев это не получается. Однобокое освещение играет свою негативную роль, история в таких случаях используется как топливо для ненависти, поэтому конфликт может длиться и длиться.

— Какие этические нормы вы соблюдаете в публикациях на межэтнические темы? Стоит ли, например, указывать национальность или регион рождения человека, если он совершил преступление?

— Это сложный вопрос. Когда я пишу про историю Холокоста, то всегда указываю национальность жертв — это евреи, цыгане. Ведь нацисты разделяли людей по расовому признаку, и чтобы понять «логику» преступлений, мы должны обозначать национальность жертвы. И наоборот, советская традиция замалчивания, превращения всех в мирных советских граждан, как раз-таки исключает память о многих, потому что все смешивается воедино. Что касается второго вопроса — с одной стороны, существуют организации преступников по этническому признаку, также совершаются преступления на почве межэтнических конфликтов. В этих случаях информирование аудитории о национальности преступников является важным фактором — читатель имеет право на такое знание.

Другое дело, что это надо делать аккуратно. В условиях межэтнического конфликта указания национальности могут лишь привести к усилению конфликта. Сейчас медиарынок устроен так, что наиболее популярными становятся те СМИ, которые не стесняются указывать национальность, возможно даже нарушая при этом какие-то этические нормы. Такая подробная информация притягивает большое количество читателей. Вообще, в условиях жесткой конкуренции медиа и разнообразия новых медиа ждать соблюдения этических норм при освещении межэтнических тем довольно сложно.

— Чувствуете ли вы, что вопрос межэтнических отношений сейчас обострен?

— Вопрос межэтнических отношений обострен во всем мире, движение Black lives matter, например, и Россия не исключение. Недавний конфликт азербайджанцев и армян в центре Москвы это подтверждает. Кроме того, сейчас мы переживаем экономический кризис. А в период финансовой нестабильности радикалы склонны искать виновников в лице представителей других национальностей.

В целом, я считаю, что за последние годы в России антисемитизм не проявляется, возможно, фокус сместился на другие национальности. Беспокоит, что на фоне политических сложностей иностранцы из «коллективного Запада» в России стали восприниматься в качестве врагов, агентов, шпионов. В частности, очевидно подозрительное отношение к американским гражданам. Эта проблема не относится к межличностным контактам, а выражается в качестве коллективного стереотипа. Стоит учитывать и тот факт, что у большинства населения нашей страны нет загранпаспорта, многие попросту не выезжали за рубеж и поэтому воспринимают иностранцев только через призму пропаганды.

В самой же Новгородской области практически нет межэтнических конфликтов, нет ситуаций притеснения. Это объясняется рядом причин. Регион небольшой, моноэтнический, здесь мало трудовых мигрантов. Я бы сказал, что новгородцы спокойно относятся к другим национальностям — рядом Санкт-Петербург и Москва, откуда приезжают туристы из самых разных стран. Кроме того, в НовГУ обучается около 800 иностранных студентов — это культурные люди, часто они получают первое высшее образование у себя дома, они не сталкиваются с ксенофобией.

Фото: Дмитрия Асташкина с открытия памятного знака 24 сентября 2007года в Молочковском бору, где были убиты евреи города Сольцы.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь