«Каждый выбирает для себя: женщину, религию, дорогу…» Памяти подполковника полиции Михаила Дроздова

17 января 2013 год, 17:43
«Каждый выбирает для себя: женщину, религию, дорогу…» Памяти подполковника полиции Михаила Дроздова

На днях мы сообщили о том, что в результате несчастного случая трагически погиб начальник отделения полиции по Любытинскому району Михаил Дроздов. Уже после того, как вышла эта новость, мы узнали о публикации в газете «Старая Русса». В свое время Михаил Дроздов был начальником уголовного розыска в Старой Руссе. Во время командировки на Кавказ был ранен. После возвращения Михаила домой старорусский журналист Елена Николаева пообщалась с ним и записала его рассказ. С разрешения автора предлагаем этот материал (в сокращении) вашему вниманию.

– Зачем вам это надо? – спрашивал меня по телефону Дроздов.

– Надо, поверьте, – добивалась я встречи. Отчасти потому, что нужно было выполнить редакционное задание, а отчасти…

– Вам это действительно надо? – повторил Михаил Дроздов свой вопрос, когда мы уже сидели друг напротив друга. Я – с блокнотом и ручкой, он – с чашкой чая в левой руке. Правая была прижата к груди плотной перевязью.

– Я знаю, что о вас уже писали областные газеты, – пыталась я настроиться на интервью. – Наверное, сколько бы времени ни прошло, трудно будет вспоминать произошедшее. И всё же, расскажите, что тогда случилось.

Ждали

«Для полугодовой командировки в Чеченскую Республику в нашей Новгородской области был сформирован временный отдел внутренних дел. В феврале он прибыл на место дислокации – в село Шарой, где сменил такое же подразделение милиционеров из Москвы и Московской области. Командировка уже подходила к концу, происшествий не было. И хотя все мы считали дни до возвращения домой, однако не расслаблялись, знали, где служим. Поэтому никто не удивился, когда в воскресенье 2 августа нас вызвали на совещание в Шатой. Это километрах в 70 от нашего села Шарой. По карте – расстояние небольшое, а добираться – часа 2-2,5 из-за сложных подъёмов и спусков.

Мы выдвинулись на трёх машинах: бронированном «УАЗике», «УАЗике-хантер» и пятидверной «Ниве». Поехало восемь новгородских и трое чеченских милиционеров. На совещании обсуждали план предстоящей антитеррористической операции. Мы возвращались в Шарой уже после пяти вечера. Когда проехали почти половину пути и миновали село Итум-Кале, был уже седьмой час. До перевала, где стоит один из наших блок-постов, было около 15 километров пути, а до Шароя оставалось ехать километров 40, когда начался обстрел.

Боевики стреляли из гранатомётов и пулемётов. Огонь вели с холмов, находящихся слева от дороги в Шарой. Сразу попали в первый бронированный «УАЗик». Я был во второй машине, оставаться на месте в такой ситуации нельзя, поэтому пошли на обгон, практически подставляя бандитам левый бок. Я наклонился, чтобы поднять автомат, когда раздался взрыв – нашу машину тоже подбили. Левое плечо и руку ожгло от боли. Я понял, что ранен, а когда огляделся, увидел, что в нашей машине все, кроме меня, погибли: командир группы полковник Жердецких Валерий, Чиркунов Сергей и Заремов Саша – все новгородцы. Потом мне рассказали, что наш «УАЗик» был дырявый, как решето.

Тогда, во время боя, выбираясь из него, я успел увидеть, что горит днище у бронированного «УАЗика», а у замыкавшей колонну «Нивы» из-под капота валит дым, а сзади полыхает пламя. В той «Ниве», как я потом узнал, погиб чеченский милиционер, а в «броне» – четвёртый наш новгородец, Смирнов Алексей.

Если сейчас анализировать ситуацию, то я считаю, что действовали мы тактически правильно. Ответный огонь по боевикам открыли сразу. Отползли от машин, которые полыхали и в любую минуту могли взорваться (ехали мы с полными баками бензина). Когда шок первых минут боя прошёл, мы уже не просто стреляли в сторону боевиков, а вели по ним прицельный огонь. Видели, как они перемещаются в «зелёнке», из чего стреляют. Кроме автоматов у них были гранатомёты и пулемёты. Они тоже понесли потери, мы явно отбили у них желание спускаться к нашим машинам. Скоро боевики ушли в лес, в «зелёнку».

Когда бой прекратился, меня подхватили Саша Фёдоров и Костя Малышев. Мы отходили вправо от дороги, на возвышенность. Возвращаться к машинам было нельзя. Всё-таки оставалась вероятность, что бандиты захотят вернуться. Рассказы о том, что эти звери надругаются над телами своих врагов, вовсе не были сказками. Тому есть множество документальных подтверждений.

Тогда мы ещё не знали, что выжили не только мы, но и наш новгородец Александр Арсентьев, ехавший в «броне», и двое чеченских милиционеров, ехавшие в «Ниве». Как потом рассказывал Александр, его выбросило взрывной волной из бронированного «УАЗика» под откос. Он не видел и не слышал нас, куда-то полз, постоянно теряя сознание, пока в районе 9 вечера его не обнаружил наряд милиции, выехавший из Итум-Кале на место боя для расследования.

Естественно, все мы потом много думали о том, почему это случилось с нами, почему здесь, а не где-нибудь в другом месте? Ждали ли нас бандиты или наша встреча была случайностью? У меня твёрдое убеждение, что ждали.

Место было выбрано такое, где колонна двигалась в гору, а значит на низкой скорости. В этом случае в машину легче попасть. Тем более, если стрелять с вершины холма.

Но холмов, как я уже говорил, по нашей дороге было много. А обстреляли нас там, где не берёт ни рация, ни сотовые. Вызвать подкрепление было невозможно.

К нашему появлению здесь боевики явно готовились. С гранатомётами и пулемётами они по лесам просто так не ходят. И вряд ли можно назвать случайностью, что среди убитых нами боевиков, как потом выяснилось, был снайпер.

Вероятно, произошла утечка информации о составе, графике и маршруте передвижения нашей колонны. Но окончательный ответ на эти вопросы даст следствие, которое ведётся в Итум-Калинском районе. По факту нападения боевиков на нашу колонну возбуждено уголовное дело. Но на данный момент виновные лица не установлены.

Какой я вам «двухсотый»!

Так как в нашей группе я остался старшим, то отдал приказ Саше Фёдорову и Косте Малышеву двигаться в сторону погранзаставы (это почти 10 км по пересечённой местности) и там сообщить о случившемся, вызвать помощь. А сам, так как был сильно ранен, остался в «зелёнке», метрах в 150 от машин.

Ребята меня перевязали, вкололи обезболивающее. Волочить меня на себе у них, раненых и контуженных, просто не хватило бы сил. Они, наверное, всё равно попытались бы это сделать, но я велел подчиняться приказу – идти на погранзаставу. Все 10 километров они бежали: через лес, кустарник, речки. Это после их доклада из Итум-Кале к месту боя выехал наряд милиции и нашёл Арсентьева. Я же в это время двигался в другом направлении – к тому самому блок-посту, до которого мы не доехали 15 километров.

Пока лежал – чувствовал, что начинаю замерзать, понимал, что надо двигаться, поэтому и пошёл вдоль дороги. Километра через полтора-два я увидел, что мне навстречу едет «Нива». Остановил их. Слава Богу, оказались свои: сотрудники из местного ОВД вёзли чеченскую женщину рожать в больницу из нашего Шароя в Шатой. Так и ехали вместе: человечек, который должен был вот-вот появиться на свет, и я, чуть не отдавший Богу душу.

В больнице мне сделали перевязку, доставили на погранзаставу, а потом вертолётом в Грозный – в медсанбат 46-й бригады внутренних войск. Там врачи долго колдовали над моей рукой и спиной. Молодцы ребята! Спасли руку, да и меня тоже.

А ведь на погранзаставе мне сказали, что поначалу посчитали меня «двухсотым». Хорошо, что хоть матери ночью не успели ничего дурного сообщить. В это время в Новгороде уже знали о случившемся. Утром 3 августа начальник криминальной милиции приехал к ней и сказал, что я всего лишь ранен в руку (чтобы поберечь её нервы). Всё правильно сделал, спасибо. Мама до последнего думала, что так оно и есть...»

Мысли

После пережитого впору задуматься: а зачем мне всё это надо? Рисковать жизнью, защищать непонятно чью землю? И вообще, есть профессии более спокойные во всех отношениях.

Но это я, журналист, так предполагаю, а Михаил Дроздов в ответ только хмыкнул:

– Как это «зачем надо»? Затем и надо, что профессия у нас такая. И туда, в Чечню, мы ездим в командировки (пусть и без великого энтузиазма), чётко осознавая, что иначе оставшиеся там террористы вновь наберут силу и не дадут спокойно жить не только чеченским гражданам, но и людям в соседних республиках, а потом и всей России. Я уверен, если потребуется вновь создать отряд для командировки в Чечню, новгородские милиционеры создадут. И поедут.

Я вспомнила начало нашей встречи, когда Михаил допытывался, зачем мне надо писать о нём в газету. Как раз для того и надо, чтобы молодые парни, выбирающие себе профессию (например, милиционера) понимали всю степень ответственности, которая ляжет на их плечи, весь риск, с которым им предстоит столкнуться. Чтобы получили представление о том, каковы на вкус в сегодняшних реалиях такие вечные понятия как долг, честь, дружба. Примерили: по силам ли им крест – убивать, защищая, и жить, вспоминая каждый день погибших друзей.

Это неправда, что Бог забирает к себе лучших (при всём уважении к памяти тех, кто погиб). Просто оставшимся в живых даётся шанс стать сильнее духом, чтобы хоть на чуть-чуть изменить мир к лучшему...»

5.10.2009

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь