26 апреля 2025 год, 10:56 - Общество
В Великом Новгороде стартовал XVIII Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка», который будет радовать зрителей разных возрастов до 29 апреля. Первым гостем «Царь-Сказки» стал Петрозаводский театр кукол Республики Карелия, который открыл фестиваль спектаклем по сказке Евгения Серзина «Сказка о последнем добром драконе». Режиссёры-постановщики — Екатерина Ложкина-Белевич и Марина Завьялова. Действие переносит зрителей из здания Новгородского театра «Малый» в волшебную страну, в которой всё прекрасно: голубое море, зелёные леса и жёлтые поля, плодоносящие столько, сколько нужно её жителям. В этой стране все дружелюбны, честны и справедливы. Правит ей такой же дружелюбный, честный и справедливый король, роль которого исполнил заслуженный артист Республики Карелия Дмитрий Будников. В стране зрителей встречают куклы местных жителей — предмето-человечки: часо-человечек и щётко-человечек, роли которых исполнили Родион Михно и Екатерина Швецова. Здесь живёт самая добрая принцесса, которую сыграла Ирина Будникова. Не обошлось и без королевского коня. Дерево, металл, картон, дым, свет, куклы и люди создают прекрасную сказку с шотландскими мотивами. Сказка показывает, что не все драконы злые, а, как и люди, бывают разные. Постановка рассказывает об одиночестве и дружбе, о храбрости и страхе, о любви к своей семье и к своему миру. Несмотря на всю красоту, сказка не заканчивается красивым и счастливым финалом. О том, как зрители реагируют на детский спектакль без хэппи-энда, с какими эмоциями они выходят из зала и почему для детей так важен театр, мы поговорили с директором театра кукол Республики Карелия, Заслуженным работником культуры РФ Любовью Васильевой. – Этот спектакль открыл фестиваль для самого маленького зрителя. Как прошёл показ? – У нас, конечно, возрастной ценз на этом спектакле 8+. Понимаете, беда театра кукол в том, что к нам всё равно водят маленьких детей. Но то, что нас сегодня поразило, — это зал. Дети так хорошо сидели. Мы думали, когда в зал зашли детские сады, что они не поймут эти смыслы. Но ваш зритель отличается восприятием. Мы несколько раз были на фестивале, и здесь зритель очень хорошо смотрит. Значит, театр работает со зрителем: если приходят дети, даже маленькие, но они подготовленные, это дорогого стоит. Мы слегка расстроены, потому что у нас на вашей площадке не всё получилось с проекцией. Но мы понимаем, что фестиваль, новая площадка — это всегда волшебное слово «адаптация». – Спектакль заканчивается непривычно для детского театра – хэппи-энда не случается. Как театр реагирует на отзывы зрителей? – У нас была такая история: после спектакля ребёнок так расстроился, что его мама не могла успокоить. Они пошли в магазин, купили дракона, и она, очень театральный человек, потом написала нам такую статью, такой отзыв… Она сказала, что в театре для детей спектакли должны быть со счастливым концом и оптимистичными. Поскольку мы тоже работаем со зрителем, мы это понимаем. Мы даже вызывали психологов. Четыре детских психолога посмотрели спектакль и сказали, что он не вызывает никакой психологической травмы, а напротив — развивает сочувствие. После этого спектакля у нас работает дискуссионный клуб. Мы приглашаем всех желающих зрителей остаться, поговорить и пообщаться на эту тему. – Что должен понять ребёнок в финале спектакля? Какой опыт он должен получить? – Самое главное — ребёнок должен получить эмоцию. Она может быть отрицательной, может быть положительной. Это не всегда увеселительные спектакли, потому что он тоже должен уметь проживать эту жизнь. Театр — это эмоция. Здесь могут быть и смешные спектакли. Зритель за этим приходит: и посмеяться, и посочувствовать, и попереживать, потому что есть эмоциональная составляющая театра. Для детей это очень важно, и поэтому у нас это единственный спектакль с таким финалом. Здесь тоже есть надежда: всё-таки пошёл дождь, а дракон же умеет превращаться… – Как вы справляетесь с такими неоднозначными отзывами и от взрослых, и от детей? – Кроме вот этого примера, который я вам привела, у нас по этому поводу нет отрицательных отзывов вообще. В наших социальных сетях развернулась дискуссия, потому что зрители стали защищать спектакль. Поэтому мы думаем о том, что зритель тоже умный, считывающий, понимающий, и мы действительно воспитываем своего зрителя. Только мы убеждаем и очень просим — всегда учитывайте возрастной ценз. – Театр вернулся с Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин», где вы получили награду за весомый вклад в развитие детского театра в России. С какими ожиданиями вы ехали на фестиваль? Была ли награда неожиданной? – О награде мы знали чуть раньше. Её объявили на пресс-конференции 10 апреля, поэтому мы порадовались дома. По традиции фестиваля тот театр, который получает премию за вклад в развитие театра для детей, его директор, руководитель или художественный руководитель, должен сделать презентацию. И 16 апреля я рассказывала о нашем театре, об истории, потому что ему уже 90 лет. Я уже знала, что на церемонии закрытия фестиваля вручат эту награду. Осталось только получить «арлекина» в руки и полюбоваться им. Собеседница отметила, что от самого мероприятия у неё остались только хорошие впечатления. Кроме хорошо отобранных спектаклей конкурсной и внеконкурсной программ, была очень полезна образовательная часть, представляющая собой семинары. На них коллеги поговорили о необходимости в театрах, как больших, так и детских, устраивать лаборатории. Обсудили важность развития молодой драматургии и поддержки молодых режиссёров. Затронули и тему развития детского театра. – Почему важно развивать театр для детей? – Театр для детей, в первую очередь, эстетически воспитывает ребенка и прививает ему любовь к театру. Мы взращиваем зрителя для драматических и музыкальных театров. Первая встреча ребенка с театром — это именно мы, театр кукол. Встреча и спектакль происходят через куклу, через то, что ребенку очень близко в этот момент. Нам задают вопрос: почему у вас такие специфические куклы? Я всё время отвечаю: «Что вы хотите? Куклу из «Детского мира», «Барби»?» И нам приходится объяснять зрителям, почему кукла именно такая. Потому что она несёт характер и выражает смыслы. Она должна соответствовать образу и характеру. Для этого и работает наш дискуссионный клуб. Мы работаем как с маленьким зрителем, так и с родителями и взрослыми, и стараемся отвечать на эти вопросы. – Почему именно этот спектакль приехал в этом году на «Царь-Сказку»? – Экспертный совет фестиваля принял такое решение — открыть фестиваль с печальной ноты. Но мне кажется, что спектакль достоин того, чтобы открывать фестиваль. Зритель в театре тоже должен думать. И как зал сегодня смотрел, как смотрели дети… Значит, они всё равно понимают, хоть и маленькие. Значит, то, что происходит на сцене, удерживает их внимание. Ведь в детском театре или для детей это самое главное — удержать их внимание. Поэтому я думаю, что мы спектаклем эту миссию выполнили. Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» проходит в Великом Новгороде уже в 18-й раз. В этом году зрители увидят постановки из Петрозаводска, Омска, Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, а также из столицы Кыргызстана Бишкека. В онлайн-режиме к фестивалю присоединятся театры из других стран, среди которых — Чили, Аргентина, Китай, Куба и Бразилия. Текст: Софья Болгова.
Фото: Марина Воробьёва.
Источник: 53 новости