В Великом Новгороде стартовал Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»

26 апреля 2025 год, 10:56 - Общество
В Великом Новгороде стартовал Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»
В Великом Новгороде стартовал XVIII Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка», который будет радовать зрителей разных возрастов до 29 апреля. Первым гостем «Царь-Сказки» стал Петрозаводский театр кукол Республики Карелия, который открыл фестиваль спектаклем по сказке Евгения Серзина «Сказка о последнем добром драконе». Режиссёры-постановщики — Екатерина Ложкина-Белевич и Марина Завьялова. Действие переносит зрителей из здания Новгородского театра «Малый» в волшебную страну, в которой всё прекрасно: голубое море, зелёные леса и жёлтые поля, плодоносящие столько, сколько нужно её жителям. В этой стране все дружелюбны, честны и справедливы. Правит ей такой же дружелюбный, честный и справедливый король, роль которого исполнил заслуженный артист Республики Карелия Дмитрий Будников. В стране зрителей встречают куклы местных жителей — предмето-человечки: часо-человечек и щётко-человечек, роли которых исполнили Родион Михно и Екатерина Швецова. Здесь живёт самая добрая принцесса, которую сыграла Ирина Будникова. Не обошлось и без королевского коня. Дерево, металл, картон, дым, свет, куклы и люди создают прекрасную сказку с шотландскими мотивами. Сказка показывает, что не все драконы злые, а, как и люди, бывают разные. Постановка рассказывает об одиночестве и дружбе, о храбрости и страхе, о любви к своей семье и к своему миру. Несмотря на всю красоту, сказка не заканчивается красивым и счастливым финалом. О том, как зрители реагируют на детский спектакль без хэппи-энда, с какими эмоциями они выходят из зала и почему для детей так важен театр, мы поговорили с директором театра кукол Республики Карелия, Заслуженным работником культуры РФ Любовью Васильевой. – Этот спектакль открыл фестиваль для самого маленького зрителя. Как прошёл показ? – У нас, конечно, возрастной ценз на этом спектакле 8+. Понимаете, беда театра кукол в том, что к нам всё равно водят маленьких детей. Но то, что нас сегодня поразило, — это зал. Дети так хорошо сидели. Мы думали, когда в зал зашли детские сады, что они не поймут эти смыслы. Но ваш зритель отличается восприятием. Мы несколько раз были на фестивале, и здесь зритель очень хорошо смотрит. Значит, театр работает со зрителем: если приходят дети, даже маленькие, но они подготовленные, это дорогого стоит. Мы слегка расстроены, потому что у нас на вашей площадке не всё получилось с проекцией. Но мы понимаем, что фестиваль, новая площадка — это всегда волшебное слово «адаптация». – Спектакль заканчивается непривычно для детского театра – хэппи-энда не случается. Как театр реагирует на отзывы зрителей? – У нас была такая история: после спектакля ребёнок так расстроился, что его мама не могла успокоить. Они пошли в магазин, купили дракона, и она, очень театральный человек, потом написала нам такую статью, такой отзыв… Она сказала, что в театре для детей спектакли должны быть со счастливым концом и оптимистичными. Поскольку мы тоже работаем со зрителем, мы это понимаем. Мы даже вызывали психологов. Четыре детских психолога посмотрели спектакль и сказали, что он не вызывает никакой психологической травмы, а напротив — развивает сочувствие. После этого спектакля у нас работает дискуссионный клуб. Мы приглашаем всех желающих зрителей остаться, поговорить и пообщаться на эту тему. – Что должен понять ребёнок в финале спектакля? Какой опыт он должен получить? – Самое главное — ребёнок должен получить эмоцию. Она может быть отрицательной, может быть положительной. Это не всегда увеселительные спектакли, потому что он тоже должен уметь проживать эту жизнь. Театр — это эмоция. Здесь могут быть и смешные спектакли. Зритель за этим приходит: и посмеяться, и посочувствовать, и попереживать, потому что есть эмоциональная составляющая театра. Для детей это очень важно, и поэтому у нас это единственный спектакль с таким финалом. Здесь тоже есть надежда: всё-таки пошёл дождь, а дракон же умеет превращаться… – Как вы справляетесь с такими неоднозначными отзывами и от взрослых, и от детей? – Кроме вот этого примера, который я вам привела, у нас по этому поводу нет отрицательных отзывов вообще. В наших социальных сетях развернулась дискуссия, потому что зрители стали защищать спектакль. Поэтому мы думаем о том, что зритель тоже умный, считывающий, понимающий, и мы действительно воспитываем своего зрителя. Только мы убеждаем и очень просим — всегда учитывайте возрастной ценз. – Театр вернулся с Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин», где вы получили награду за весомый вклад в развитие детского театра в России. С какими ожиданиями вы ехали на фестиваль? Была ли награда неожиданной? – О награде мы знали чуть раньше. Её объявили на пресс-конференции 10 апреля, поэтому мы порадовались дома. По традиции фестиваля тот театр, который получает премию за вклад в развитие театра для детей, его директор, руководитель или художественный руководитель, должен сделать презентацию. И 16 апреля я рассказывала о нашем театре, об истории, потому что ему уже 90 лет. Я уже знала, что на церемонии закрытия фестиваля вручат эту награду. Осталось только получить «арлекина» в руки и полюбоваться им. Собеседница отметила, что от самого мероприятия у неё остались только хорошие впечатления. Кроме хорошо отобранных спектаклей конкурсной и внеконкурсной программ, была очень полезна образовательная часть, представляющая собой семинары. На них коллеги поговорили о необходимости в театрах, как больших, так и детских, устраивать лаборатории. Обсудили важность развития молодой драматургии и поддержки молодых режиссёров. Затронули и тему развития детского театра. – Почему важно развивать театр для детей? – Театр для детей, в первую очередь, эстетически воспитывает ребенка и прививает ему любовь к театру. Мы взращиваем зрителя для драматических и музыкальных театров. Первая встреча ребенка с театром — это именно мы, театр кукол. Встреча и спектакль происходят через куклу, через то, что ребенку очень близко в этот момент. Нам задают вопрос: почему у вас такие специфические куклы? Я всё время отвечаю: «Что вы хотите? Куклу из «Детского мира», «Барби»?» И нам приходится объяснять зрителям, почему кукла именно такая. Потому что она несёт характер и выражает смыслы. Она должна соответствовать образу и характеру. Для этого и работает наш дискуссионный клуб. Мы работаем как с маленьким зрителем, так и с родителями и взрослыми, и стараемся отвечать на эти вопросы. – Почему именно этот спектакль приехал в этом году на «Царь-Сказку»? – Экспертный совет фестиваля принял такое решение — открыть фестиваль с печальной ноты. Но мне кажется, что спектакль достоин того, чтобы открывать фестиваль. Зритель в театре тоже должен думать. И как зал сегодня смотрел, как смотрели дети… Значит, они всё равно понимают, хоть и маленькие. Значит, то, что происходит на сцене, удерживает их внимание. Ведь в детском театре или для детей это самое главное — удержать их внимание. Поэтому я думаю, что мы спектаклем эту миссию выполнили. Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» проходит в Великом Новгороде уже в 18-й раз. В этом году зрители увидят постановки из Петрозаводска, Омска, Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, а также из столицы Кыргызстана Бишкека. В онлайн-режиме к фестивалю присоединятся театры из других стран, среди которых — Чили, Аргентина, Китай, Куба и Бразилия. Текст: Софья Болгова. Фото: Марина Воробьёва.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Реклама


Новости по годам

2025

январь, февраль, март, апрель, май,

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь