GALA театр: «‎Почему не остаются следы?..»

27 апреля 2025 год, 12:45 - Общество
GALA театр: «‎Почему не остаются следы?..»
26 апреля на сцене XVIII Международного театрального фестиваля «‎Царь-Сказка» GALA театр из Кыргызстана (Бишкек) представил новгородским зрителям музыкальный моноспектакль «‎Почему не остаются следы?..» режиссера Камата Касенова. Спектакль начинается внезапно с громкого звука — падения связки множества пар обуви, переживших свою историю. На небольшой импровизированной сцене Музея изобразительных искусств в простом белом платье увлеченно суетится девушка. Зритель в сомнении: уже начался спектакль? Или просто кто-то из команды фестиваля случайно обронил реквизит и теперь поправляет декорации? Когда через мгновение актриса начинает свой монолог, зал погружается в тишину. Все-таки спектакль. Роль молодой художницы, которая пытается найти ответ на вопрос «‎Почему не остаются следы?», исполнила заслуженная артистка Кыргызской республики Галина Кетова. На протяжении всей истории ее героиня-художница пытается написать ту самую единственную картину. Картину, наполненную воспоминаниями, чувствами и звуками. Картину, в которой будет заложена культура, этика и история кыргызских женщин. По задумке режиссера, приблизиться к истине в поисках ответа на сакральный вопрос художнице помогают символы и персонажи разных эпох и времен, которые возникают в ее фантазии. В основу постановки Камата Касенова легли истории трех Айтматовских героинь: история Джамили из одноименной повести, история Алтынай из повести «Первый учитель» и история Толгонай из «Материнского поля». На сцене нет ничего лишнего, что могло бы отвлечь внимание зрителя от монолога. Пара вешалок-тополей, подле которых осталось детство первой героини Галины — Алтынай. Множество пар старой, заношенной и потрепанной обуви, которая превращается в главных героев истории о Джамиле. Платки и полотна, визуализирующие горе вдовы Толгонай. И та самая белоснежная рамка для картины, которая должна вместить в себя три сложных женских судьбы, символизирующих историю всего народа. Рамка, в которую нужно уместить целую жизнь. Моноспектакль Галины Кетовой — это погружение зрителя в диалог художницы со своей душой. Со сцены звучат признания о первой и никому не высказанной любви, восторженные осознания того, как на самом деле близко и просто все прекрасное и вечное и горестные откровения о том, как страшно война обошлась с женщинами. Три разных девушки, три разных образа, три характера и три разных судьбы, объединенные вселенским пониманием мира, людей и жизни. Четвертой героиней моноспектакля GALA театра стала музыка. В постановке принимают участие кыргызские народные инструменты. В руках композитора и музыканта-мультиинструменталиста Алевтины Баталовой духовые чогойно, чопо чоор и тимир хомус помогают зрителю мысленно перенестись в те времена и места, которые вспоминает художница в своем монологе. GALA театр завладел вниманием зрителей на 50 минут. После чего пресс-центру фестиваля удалось пообщаться с исполнительницей главной роли, заслуженной артисткой Кыргызской республики Галиной Кетовой. — За время существования спектакля вам удалось сыграть его на сцене Китая и Турции. Как вообще воспринимает вашу постановку иностранный зритель? — Я не знаю в чем феномен, честно говоря. Но мне всегда казалось, что нашей публике, которая знакома с Айтматовым, с его смыслами и символами, спектакль откликнется куда больше, чем иностранцам. Но оказалось, что и им спектакль «очень заходит». Это меня, конечно, радует. Значит — нам удалось попасть в цель и каждый увидел что-то свое. — Чингиз Айтматов достаточно сложный для подростковой аудитории автор. В российских школах, если и изучают Айтматова, то не раньше 10 класса. А вы предлагаете моноспектакль для 12-летнего зрителя. Почему такой возраст? — Это было сделано по запросу наших школьников. Сами учителя попросили, чтобы мы играли этот спектакль для них. Потому что у нас Айтматова изучают и в младшей школе на уроках литературы. Понятно, что более детские произведения, но все-таки изучают. Честно говоря, я сомневалась именно в визуальном решении — стоит ли ставить спектакль в виде инсталляции? Поймут ли дети? А дети очень даже легко это понимают. Оказалось, что язык инсталляции для детей ясен и, может быть, даже легче, чем для взрослых. Знаете, я люблю после спектакля оставаться на беседу со зрителями, особенно с детьми. И я их спрашиваю, что они поняли из произошедшего на сцене. А оказывается, они все понимают и абсолютно точно все улавливают. — А что было самое интересное, что вы услышали от ребенка во время таких бесед? — Они очень хорошо, ярко воспринимают и понимают символ того, что война — это страшная история. И один мальчик мне однажды сказал: «‎он все поймет, не переживайте!» — В рамках фестиваля «‎Царь-Сказка» впервые задействован Музей изобразительных искусств в качестве площадки для спектакля. Почему ваш моноспектакль случился именно здесь, а не на сцене «‎Малого» или Филармонии? — Во второй части постановки мы говорим о повести Айтматова «Джамиля‎». Это произведение, в котором повествование идет от лица мальчика-художника. Это он, наблюдая историю любви, через свой опыт, описывает ее в картине. Мне кажется, это здесь так созвучно оказалось. Мы же говорим в спектакле о художнике в широком смысле слова. Это не только человек, который пишет картины маслом, но и может рисовать картину словом. Для нас очень важно, что мы играем именно здесь. Я даже больше люблю играть на площадках не театральных, потому что театральные площадки требуют академичности. И всегда есть риск, что зритель будет ожидать академического Айтматова. Но у нас не академический спектакль, поэтому нам очень приятно, что мы играем именно здесь и что к нам отнеслись так тепло. — История какой из трех героинь, о которых вы говорите в спектакле, тронула лично вас во время подготовки к постановке больше всего? — Конечно, безусловно, это материнское поле. Я сама — мама четверых детей, трое из которых мальчики. У Айтматовской Толгонай все ушли на фронт и погибли: и муж, и сыновья. И для меня, как для матери, особенно в год 80-летия Великой Победы, особенно важно понимать какой ценой эта победа завоевана. И как много трагических женских судеб, которые остались в тылу, тащили все на себе… Для меня в этой истории столько много смыслов! И, мне кажется, она действительно написана со всей душой и любовью. — С какими внутренними сложностями вы столкнулись в работе над созданием постановки? Что далось вам труднее всего? — Самое яркое, что сразу вспоминается — научиться выдерживать линию, не впадая в эмоции. У Айтматова достаточно поэтический текст, спектакль сопровождает трогательная музыка — вся ситуация способствует артисту провалиться в эмоции. Но здесь очень важно не уйти в них, а все-таки вытянуть линию вопроса, который висит без ответа. Который нас тревожит, как людей творческих. Как оставить свой след?  Не уйти в эмоции, а оставить этот вопрос точным для зрителей. Очень хочется, чтобы мы оставили хороший след на этой земле. Чтобы нас вспомнили добрым словом, как допустим художника, который делал нам эту инсталляцию. Он погиб. И режиссера, к сожалению, тоже уже нет. И каждый раз, когда мы показываем этот спектакль, я всегда чувствую, что мы оставляем их след в наших сердцах и в сердцах зрителей. — Скажите, вам больше нравится играть в моноспектаклях или вы командный игрок? — Я люблю моноспектакли. Мой первый моноспектакль был огромным вызовом. Он очень сложный, очень драматический и сумасшедший. Он физически сложный — просто кошмар! Но моноспектакль — это момент, когда на 100% все зависит от тебя. Да, бывает отвратительно, что-то идет не так, не дожимаешь до 100%, не на кого перевести стрелки. Может быть, сложность в том, чтобы найти хорошую команду, хотя я уже больше 20-ти лет работаю в театре. Когда все случается в команде — это здорово. Но когда видишь, что далеко не все так рьяно относятся к своей профессии, моноспектакль — это небольшое счастье. — Как вы думаете, чем ваш спектакль актуален именно сейчас и для современных подростков? — Наверное, надо спрашивать современных подростков. Но здесь, мне кажется, самая актуальная для юного зрителя — история «‎Первый учитель». Мы о ней часто говорим с детьми, когда остаемся после спектаклей. Я их спрашиваю: вы ведь поняли, как начинали учить детей? Поняли, что пришлось пережить, чего достигать, чтобы было столько школ? Ведь раньше не было не то, чтобы зданий для школ. Не было учителей, чтобы эти школы открыть. Сегодня есть все. В интернете — масса образовательного контента! А мы настолько обленились, что сидим и просто залипаем в телефоны. И на самом деле для подростков все это — удивительно. Когда начинаешь говорить им, что не было электричества, не было никаких телефонов. Когда говоришь, что люди переписывали книгу просто для того, чтобы у них был свой экземпляр… И все это было совсем недавно! Что касается Кыргызстана — быстрый и огромный скачок в развитии случился именно из-за того, что были такие истории, как написана у Айтматова. Я каждый раз им говорю: представляете сколько на самом деле зависит от человека? Все. Все зависит от нас. Ни от каких других обстоятельств. Раньше не было ни обстоятельств, ни возможностей, ни шансов, но кто хотел — всегда мог найти возможность вырваться в люди. — Уже успели ознакомиться с программой фестиваля? Есть какие-то спектакли, которые особенно хотелось бы вам посмотреть? — Да, я уже пробежалась по программе, хоть мы и приехали только утром. Сейчас майские праздники и у нас очень напряженный график, в преддверии 9 мая особенно много всего. Но мы специально заложили время, чтобы посмотреть программные спектакли. Мне очень интересно познакомиться. Я абсолютно доверяю создателям «Царь-Сказки‎». Мне кажется, это будет очень интересно и ценно! Кыргызский GALA театр из Бишкека стал уникальным международным гостем, постановкой которого зрители могли насладиться в стенах новгородского Музея изобразительного искусства. С оставшейся частью международной программы вы можете ознакомиться на официальном сайте «‎Царь-Сказки». Спектакли из Чили, Аргентины, Китая, Кубы и Бразилии ждут вас в специальном фестивальном формате онлайн-показов каждый день с 25 по 29 апреля.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Реклама


Новости по годам

2025

январь, февраль, март, апрель, май,

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь