28 апреля 2025 год, 10:59 - Общество
В Великом Новгороде продолжается театральный марафон событий 18 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка». Третий фестивальный день «Царь-Сказки» начался в театре «Малый» с истории Большого Санкт-Петербургского театра кукол. «Дневник ласточки» – моноспектакль режиссёра Ксении Павловой с Екатериной Ложкиной-Белевич в главной роли. Для человека прилёт ласточки означает весну. А что означает перелёт для ласточки? О чём думает маленькая птичка, пролетая огромные расстояния? Ответы на эти вопросы зрители получили при просмотре постановки из Санкт-Петербурга. В основу спектакля легла одноимённая книга Павла Квартального и Ольги Пташник. Жизненный путь ласточки, её страхи и впечатления, знакомство с птицами и животными разных континентов – всё это в одном моноспектакле. Десятки стран, пустыни и океаны сначала под крыльями, потом — на бумажных страницах дневника. История повествует об ирландской ласточке. Мы погружаемся в птичий мир, знакомимся ближе, ровно как знакомимся с другом. Здесь и семейные фотографии на маленьком проекторе, и истории о родителях и братьях. Птицы на сцене бумажные, кукольные, даже из прищепок. Они рассаживаются на провода-струны и рассказывают – куда же летают ласточки. Вариантов много – в норы, на дно озёр, даже на Луну. Но ответ прост: они улетают за тысячи километров от родного дома на зимовку в тёплые страны. Из Ирландии через Европу над Африкой до Марокко маленькие, но сильные птицы летят без отдыха. И так складывается круговорот перелётов, из которого и состоит жизнь ласточки. О том, что творится в голове ласточки во время перелёта, как появилась постановка на сцене БТК и возникают ли сложности в работе со зрителем-подростком пресс-центру фестиваля рассказала актриса Екатерина Ложкина-Белевич и режиссёр Ксения Павлова. — Почему вы взяли такую историю для постановки? Ксения: Дело случая. Я пришла в «Подписные издания» (прим. ред. – «Подписные издания» – книжный магазин в Санкт-Петербурге), увидела эту книгу, открыла и поняла, что это мог бы быть очень интересный спектакль. В меня попала тема. Я увидела очень много параллелей жизни человека и ласточки. — О чём думает ласточка, когда летит? Екатерина: О чем? Как бы долететь, наверное. При всём прекрасном мире, который вокруг, она думает о том, что надо не сдаться и все-таки дойти до следующего пункта. — Екатерина, вы сами не только актриса, но и также режиссёр. Помогает ли это в работе на сцене? Екатерина: На самом деле это очень классный вопрос! Я часто про него думаю. Мне кажется, будучи режиссёром, который выступает на сцене как артист, нужно забыть, что ты режиссёр. И отдать бразды правления режиссёру конкретно этой постановки. Потому что в ином случае смешиваются две стихии, а это может просто помешать спектаклю. — Вы сами очень похожи на ласточку, Екатерина. Ксения, когда вы подбирали актёра на роль в спектакле, знали, кого будете брать? Ксения: Да, я сразу Кате сказала, что только она может сделать эту историю. Потому что это сочетание: невероятная сила, и при этом нежность, тонкость, трепетность, чувственность, — оно очень редкое. И она невероятная актриса, у которой, как мне кажется, должен быть моноспектакль. — Екатерина, в октябре прошлого года у вас прогремела премьера «Журавлёнок и молнии» по мотивам одноимённого романа Владислава Крапивина в Воронежском государственном театре кукол имени В.А. Вольховского — почему вы взяли это произведение? Екатерина: Для меня это было невероятное открытие, потому что я никогда раньше не слышала, не читала Владислава Крапивина. Но я из Беларуси, может быть, до нас это просто не дошло. Но, тем не менее, я и в Петербурге очень многих людей спрашивала, и никто не знает Крапивина. И для меня это просто был взрыв мозга, потому что это невероятная драматургия. Это настолько серьёзное исследование подросткового периода. Самого сложного периода в жизни. И меня это очень сильно прошибло. Крапивин – очень мощный защитник подростков. Он за них борется, он отстаивает их права. И мне кажется, что сейчас такое время, когда подростку очень сложно. Это такой период, когда ты вообще не понимаешь, где ты и на какой планете. А в наше время это ещё сложнее. Мне показалось, что этот спектакль может очень помогать именно почти взрослым детям. Некая терапия в театре. Вместо тысячи походов к психологам просто прийти на такой спектакль. Я вообще считаю, что везде должен быть Крапивин. У меня есть цель везде поставить Крапивина. — Сложно адаптировать произведения для подростка? Екатерина: Нет, там все готово. Сложно сыграть. И быть честным. Потому что актеры в театре уже перешли этот возраст, они все равно уже взрослые. Поэтому мы долго искали эту честную ноту, когда мы не играем подростка, а пытаемся здесь сейчас вспомнить себя в том возрасте и максимально честно поделиться этим с людьми. Сказать им, что всё возможно, как бы это ни казалось страшно, катастрофично, ужасно. Спектакли для подростков, детей и взрослых входят в программу 18 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка». За пять дней на театральных (и не совсем) сценах Великого Новгорода зрители смогут увидеть 17 спектаклей, в том числе и онлайн-показы международных постановок из разных уголков планеты. Помимо этого, на площадках лектория в Новгородском университете и «Читай-Городе» лекторы расскажут об искусственном интеллекте в театральной сфере и о том, как не убить живое в оригинале при переводе с иностранного языка. Текст: Софья Болгова. Фото: Марина Воробьева.
Источник: 53 новости