Совы, которые не то, чем кажутся на сцене

30 апреля 2025 год, 10:31 - Общество
Совы, которые не то, чем кажутся на сцене
В последний день 18 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» Национальный театр Карелии из Петрозаводска показал «Семь сов» на сцене новгородской областной филармонии. Притчу Владимира Геллера поставила режиссёр Юлия Беляева. Под крышей одной мельницы обитают в гармонии по общей договорённости две семьи: Гюнтер со своей женой Альмой и совиное гнездо. Люди не трогают птиц, а те, в свою очередь, по ночам охраняют их запасы зерна от мышей. В один момент загадочный человек по прозвищу Весельчак предлагает продать ему птиц, а взамен он предоставит мельникам мышеловки. Их механизмы более эффективны, чем совы. После долгих размышлений Гюнтер выгоняет птиц и продаёт их таинственному гостю. После этого судьбы всех героев резко меняются — и по большей части в негативную сторону. Историю рассказывает персонаж-конферансье в исполнении Ксении Коган. Ее героиня в мятом классическом костюме из лихого кабаре приветствует зрителей, вмешивается в сюжет, меняет время суток или местоположение происходящего — мельница, чердак. При этом она же играет на пианино, создавая этим саунд-дизайн происходящему, а иногда поддерживая вокальные партии. На сцене филармонии возникло пространство старой мельницы — с огромным колесом, мешками с зерном, деревянными настилами, созданное художником Любовью Мелехиной. При этом сами зрители будто сидят на чердаке — режиссёр Юлия Беляева делает их невольными свидетелями несчастливого брака мельника Гюнтера и его красивой жены Альмы в исполнении Глеба Германова и Анастасии Айтман. Их полная противоположность — семейство сов, в котором супруги существуют во взаимопонимании и любви друг к другу, своим детям и даже к сварливой бабушке-сове. Личная драма Гюнтера начинается с изгнания сов. Из своего счастливого положения в начале постановки — жена, прибыльное дело, охраняемое жилище — он переходит к полному краху. Сначала мыши уничтожают запасы зерна, потом оно просто рассыпается по полу из дырявых мешков, с уходом сов пропадет и безопасность в мельнице. Навязанные Весельчаком мышеловки никак не помогают. Позже у мельницы появляется Лётчик (Эмиль Сагдиев), который своим внешним видом — одеждой пилота и перевязанным как шарфом парашютом — напоминает Антуана де Сент-Экзюпери или его маленького Принца. Он с поразительной лёгкостью влюбляет в себя Альму. Та уходит от мужа. А что случилось с совами? Весельчак (Владимир Сотников) не просто выкупил этих птиц и отправил их в Швейцарию на опыты. В этом изгнании чужаков из небольшого мира можно увидеть метафору геноцида. Сов насильно вталкивают в телегу, в их глазах непонимание и страх перед будущем. Зритель не узнает, что стало с совами, но никакой счастливой концовки в их отъезде увидеть нельзя. Композитор Николай Бабич сочинил замечательные музыкальные номера для всех героев — от лирических колыбельных до кабаре-дуэтов. Так, один из самых запоминающихся перформансов — это сольная песня Весельчака о вреде Сов, которую специально написали для спектакля. Владимир Сотников поет о том, что совы родом из преисподней и «не то, чем кажутся» А дуэт мельника Гюнтера и Альма описывают жизненный уклад: «работай, молись и чёрта сторонись». Национальный театр Карелии из Петрозаводска представил новгородцам яркую и заставляющую поразмышлять постановку, в которой история о семейных ценностях трансформируется в историю о геноциде. Потрясающие актерские работы, среди которых можно выделить роль Ксении Коган и Эмиля Сагдиева, который получил награду «Лучший дебют» Республиканской театральной премии «Онежская маска» за роли Лётчика и бабушки Совы. Несмотря на фантастический сюжет, спектакль не выглядит сказкой — он поднимает вполне реальные вопросы и заставляет публику задуматься о добрососедстве, о возможности геноцида и крушении привычного мира, в котором больше не остается сострадания. После спектакля пресс-центру фестиваля удалось задать несколько вопросов Ксении Коган. — Как вам работалось на новой сцене в филармонии? — Мне было очень комфортно. Мы в Петрозаводске «Семь сов» играем на совсем маленьком пространстве. Он более камерный, и различия даже не в ширине декораций, а в высоте. — Что можете сказать о новгородской публике, о её желании играть в интерактивы? — В самом спектакле мне показалось, что публика реагировала активнее, чем в Карелии. А на интерактиве с полароидом мне кажется, что у нас больше откликаются. Бывало, что мы делали и несколько снимков. Как-то карелы быстрее реагируют. — На какую аудиторию направлен этот спектакль? — Мне кажется, что эта постановка для взрослых детей. И, конечно, желательно, чтобы они были с родителями. У меня дочке шесть лет. Я бы не рискнула её приводить на спектакль даже с собой. Если бы ей было лет 12, то привела бы с собой, чтобы обсудить многие вопросы, которые поднимает постановка. Всё же в «Семь сов» временами показываем некоторую жесткость. — Какие сложности есть в вашей роли конферансье? — По сути, это классический драматический персонаж, у которого чуть больше технических задач — игра на музыкальном инструменте, вокал и еще вокруг людей надо скакать. Но мне кажется, что это интересно. В целом, я люблю истории из кабаре. Такого персонажа нет в пьесе, мы его придумали вместе с режиссёром. Как раз для того, чтобы всё соединить. Очень люблю эту роль. — Насколько много именно лично вас в этой роли? — Меня много в начале, где есть монолог, который очень мне близок. Но потом, я боюсь, моя бы психика не выдержала всего того, что увидел мой герой. — Изначально история была сценарием к мультфильму. Но позже из нее сделали пьесу. Возникли ли какие-нибудь особенности или сложности у спектакля в связи с этим? — В процессе режиссёр Юлия Беляева была на связи с автором сценария Виктором Геллером. Всё адаптировали под сценическую площадку, где-то просто дописывали диалоги. Но всё равно постановка осталась «мультяшной» и «клиповой». «Семь сов», которых показали дважды в программе, завершили 18 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» на сцене новгородской Филармонии. Интересно, что в этом году театры Петрозаводска открывали и закрывали фестивальную программу. Сказочной историей о драконах начал фестиваль Театр кукол республики Карелия и фантастической притчей о совах, которые не то, чем кажутся, фестиваль завершил Национальный театр Карелии. Фото: Марина Воробьёва.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Реклама


Новости по годам

2025

январь, февраль, март, апрель, май,

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь