30 апреля 2025 год, 13:37 - Общество
«Витя + Рыба» — это вдохновляющая история о первых шагах мальчика Вити на пути в мир творчества. Изначально, постановка Анны Морозовой создавалась как лабораторный эскиз в рамках фестиваля «ЭХО БДФ Поморье». Автором пьесы выступил архангельский драматург Дмитрий Тарасов. Спектакль стал первой премьерой Архангельского театра драмы в 2025 году, и сразу попал в программу 18 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка». Театр начинается с вешалки, а постановка Анны Морозовой и Архангельского театра драмы — с занавеса из бус и с ковра под ногами. Это первое, что видит зритель, когда входит в зал. Во всяком случае, он думает, что оказался в зрительном зале. Формально так и есть. До тех пор, пока в глаза не бросаются декорации — квартира конца 1970-х-начала 1980-х годов со всем антуражем того времени. На сцене новгородского театра «Малый» четыре актера — Артур Чемакин, Константин Мокров, Николай Варенцов и Екатерина Калинина — приветствуют зрителя на своем квартирнике. Они рассказывают, что это такое, какие его обязательные атрибуты и почему они так важны в контексте истории, которую актеры собираются рассказать. Формат квартирника выбран не случайно — а как иначе рассказать о судьбе рок-звезды на его языке? С первых же минут зрителей приглашают стать частью всей истории о мальчике Вите. Сначала они вместе с актерами поют под гитару хиты 80-х, потом угощаются огурцами (ведь еда — это обязательный признак квартирника), а затем и вовсе помогают Рыбе (Константин Мокров) убедить Витю (Артур Чемакин), что в мире совсем мало песен про звезду по имени Солнце и ему обязательно нужна хотя бы одна! По ходу действия актеры, по их же словам, на основе биографии Виктора Цоя делятся со зрителями и гостями фестиваля инструкцией «Как стать звездой». К слову, авторы постановки специально подчеркивают, что спектакль — это не автобиографическая история о реальном человеке, а сюжет никакого отношения к реальности не имеет, все совпадения случайны. Добро пожаловать на урок, на котором в качестве доски — кусок порванных обоев, а вместо исторических заметок — остановка в воспоминаниях. Рок-звезда Витя Высота (так переводится фамилия Цой и такой творческий псевдоним придумывают по ходу спектакля герою) рождается всего за час прямо на глазах у зрителей. Рождается и становится великим, несмотря на неумение играть на гитаре, семейные передряги, хулиганство и высказывания критиков, которые ассоциируются у него с электрическим стулом. Актеры сами играют на гитарах и поют. В спектакле звучит более десятка композиций. Какие-то из них вообще не существуют за пределами спектакля, а какие-то — принадлежат культовым музыкальным исполнителям эпохи. К примеру, группе «Кино», с которой спектакль, если верить создателям, не имеет ничего общего. Особенно остро врезается в память концовка. О том, как быстро Витя и его друг Рыба набирают популярность, говорит их первый (в то же время, один из многих следующих) концерт. Под знаменитые два аккорда два друга исполняют мэшап самых культовых песен репертуара группы «Кино». Уже настоящей. А финальные аплодисменты спектаклю превращаются в заключительный финал и всего фестиваля, когда публика вместе с архангельскими и новгородскими актерами поют Цоя. После квартирника пресс-центр фестиваля пообщался с Артуром Чемакиным — исполнителем главной роли в спектакле. О том как появился хит про «Васю, диско и сосиски», чем игра квартирника в камерном пространстве отличается от больших залов и как реагирует зритель на нестандартный формат спектакля — в нашем интервью. — Мы рады вас видеть на «Царь-Сказке», хоть вы и стали нашим завершающим праздник спектаклем. Как добрались? — Тяжело. В Санкт-Петербурге вчера перекрыли небо. И мы, в общем, весь день добирались. Должны были приехать пораньше. Очень хотели посмотреть Великий Новгород днем. Но, видимо, сейчас в темноте и посмотрим! — Скажите, как родилась пьеса? Она писалась специально для вашего театра или прошла какой-то отбор? — Вообще, сначала это была лабораторная работа Дмитрия Тарасова. Он подал заявку в театр. И потом эта пьеса в нашем театре превратилась в спектакль, который вы сегодня видели. — А идея сделать такой мэшап в конце — это тоже идея Дмитрия? — Нет, на самом деле, в оригинале был другой вариант концовки. Как мне кажется, более интересный. В той версии в конце мы расписывали вот эту стену, которая является частью декораций. Каждый зритель подходил и писал что-то на стене, оставлял след в этой обстановке. Режиссер решила переделать. Но, все равно, вышло неплохо. — Как создавался хит про Васю, диско и сосиски? — Это режиссер придумала. Не помню точно, но по-моему, изначально в пьесе этого не было. На самом деле, она придумывала некоторые песни прямо на ходу. Например, «Угли» она сделала буквально за пять минут, пока мы ходили на перерыв. — Вы с гитарой, как многие играющие актеры, с самого детства, или пришлось специально учиться именно для спектакля? — Я самоучка. В этом мы с моим персонажем очень похожи. Как я со сцены говорил, что не умею играть, так на самом деле и в жизни. Когда была вот та лабораторная работа, о которой я упомянул. Мы за семь дней выучили две-три песни из тех, которые сейчас играли. — Что оказалось для вас лично самым сложным в работе над постановкой? — Да, наверное, как раз выучить все эти песни. И у меня в принципе нет никакого концертного опыта. Я с гитарой не выступаю и не пою. Поэтому для меня этот момент — дополнительное переживание. Не сбиться, не налажать с инструментом, совладать с руками и головой. Еще и спеть при этом. — На протяжении всего фестиваля после спектаклей мы общались с разными актерами, режиссерами, драматургами. И каждый раз обсуждение восприятия зрителем спектакля сводится к одной мысли: каждый, посмотрев, видит в постановке что-то свое. Вопрос такой: чем «Витя + Рыба» стал для вас? — Я люблю этого музыканта, поэтому для меня это очень приятно — побывать в этом контексте, сыграть в этом спектакле. По сути, это — не биографический спектакль. Но тем не менее, мне понравилось, что я могу прикоснуться к этой личности, что-то почувствовать, спеть его песни. Хотя бы просто погрузиться в атмосферу. — А что почувствовалось, когда прикоснулись? — Грусть какая-то в конце спектакля ощущается. Иногда. Как и у всех, наверное. — У вас в театре вы играете этот спектакль также на большой сцене, или он у вас более камерный? — Он камерный. Но из всех мест, в которые мы привозили спектакль, вот этот зал, зал «Малого» театра — он самый приятный и комфортный. Здесь легче передать и почувствовать эту атмосферу. Мы показывали спектакль у себя в Северодвинске, недалеко от Архангельска. Там в театре первый ряд был в пяти метрах от нас и визуально зал уходил далеко-далеко. Мы вообще не видели людей на последних рядах. И это очень странно играть и не понимать — а что вообще там происходит, какая там реакция… — Чем отличается этот спектакль в вашем театре от других ваших ролей? — Пожалуй, атмосферой. Это ведь как бы квартирник. Мы должны создать его ощущение. Еще и самим не всегда получается его прочувствовать. Не всегда получается от зрителей получить достаточно эмоций. Кроме «Витя + Рыба» у нас таких спектаклей, в которых надо было бы какую-то общность до конца спектакля выстраивать и держать, пожалуй, нет в репертуаре. — Скажите, а реакция зала сегодня чем-то отличалась от той реакции, которую вы получаете у себя дома? Или все было как обычно? — Всегда очень по-разному. Иногда, чувствуется, что зал сидит с настроением «что вы нам показываете?» Но, в принципе, с этим может ведь столкнуться любой спектакль. Всегда по-разному. Сегодня очень прям здорово было, спасибо большое! Это очень приятно! — А были ли сегодня моменты, когда вы ожидали, что реакция будет, а ее не было? Или наоборот — ожидали, что не будет, а она была. — Да, скорее наоборот! Был момент, когда Рыба (Константин Мокров) поет песню, а я ее заканчиваю: «сердца». Мы уже привыкли, что на это не реагируют. А здесь среагировали. Вот это было неожиданно. Но специально мы никогда не ждем реакций. — Расскажете нам, какую музыку вы слушаете, какая вам нравится? Ну, кроме Цоя. — Мне совсем не нравится слово меломан. Но мне прям все нравится слушать. Я ходил в школу электронной музыки, поэтому у меня, наверное, выделяющееся предпочтение — электронщина. А так я не могу назвать себя рэпером или рокером. Мне много чего нравится. — А что в последнее время на репите? — Знаете, сразу все музыканты из головы вылетели. Наверное, Queen и композитор Эстас Тонне. Он не поет, просто на гитаре играет. «Витя + Рыба» завершил фестивальный полет «Царь-Сказку», и для зрителей фестиваль прощается на два года. Но он обещает вернуться с новыми спектаклями и яркими проектами. Фото: Марина Воробьева.
Источник: 53 новости